====== 📖 Блэнд Г. Основы программирования на языке Бейсик в стандарте MSX ====== Блэнд Г. Основы программирования на языке Бейсик в стандарте MSX: Перевод с английского Ю.Е. Поляка ; Предисливие и дополнение А.В. Гиглавого. — М.:Финансы и статистика, 1989. -208 с.:ил. ISBN 5-279-00253-4 ====== Предисловие к русскому изданию ====== История возникновения и распространения стандарта [[msx:|]], охватывающего архитектуру, конструкцию и программные средства бытовых компьютеров минимальной стоимости, является поучительным примером предприимчивости небольшой группы инженеров и коммерсантов из разных стран. Возглавлял группу Казухико Ниси, японский предприниматель, занимавший в 1984 г. пост вицепрезидента токийского филиала крупнейшей американской фирмы по производству программных продуктов для персональных ЭВМ "Майкрософт". Базой для разработки стандарта стала конструкция бытового компьютера гонконгской фирмы [[spectravideo:spectravideo|"Спектравидео"]]. К. Ниси убедил разработчиков этого компьютера Фокса и Вайсса в том, что предложенная ими конструкция может стать "платформой" для унифицированного программного обеспечения бытовых компьютеров; в сочетании с дешевой технологией крупнейших японских фирм идея такой унификации обещала резко повысить уровень конкурентоспособности японских бытовых компьютеров на рынке стран Западной Европы и США. Последующие события показали, что проникновение компьютеров [[msx:|]] на рынок США не состоялось в силу двух важнейших причин: обострения "торговой войны" между Японией и США в области бытовой электроники и высокой насыщенности американского рынка дешевыми компьютерами предыдущего поколения, среди которых выделялись компьютеры фирм "Коммодор" и "Атари". В Японии, Южной Корее и ряде стран Западной Европы (Голландия, Испания, Италия, ФРГ) бытовые компьютеры [[msx:|]] получили широкое распространение. Для пользователей этих компьютеров издаются журналы и бюллетени новинок, созданы ассоциации. В октябре 1984 г. было объявлено о разработке дисковой операционной системы [[msx:dos:|]], которая стала неотъемлемой частью стандарта [[msx:|]]. По набору функций система [[msx:dos:|]] была предельно приближена к наиболее популярной ОС для восьмиразрядных персональных ЭВМ — [[cp_m:cp_m|]] (она нашла применение на некоторых отечественных микроЭВМ и описана в ряде переводных публикаций). По файловой структуре на гибких магнитных дисках система [[msx:dos:|]] совместима с операционной системой [[ms_dos:|MS DOS]]/PC DOS для 16–разрядных персональных ЭВМ с архитектурой IBM PC. Если учесть, что диалект языка [[msx:basic:|Бейсик MSX]] представляет собой расширение диалекта [[gw-basic:|GW-Бейсик]], предложенного ранее фирмой "Майкрософт" для IBM PC, то можно сделать вывод о достаточно близком "родстве" этих двух моделей персональных компьютеров. Любопытно, что во второй половине 80–х годов упомянутая выше фирма "Спектравидео" создала компьютер–гибрид IBM PC и [[msx:|]] (([[spectravideo:#sv-838|Spectravideo SV-838 (X'Press 16) PC / MSX2 Hybrid]])). Более 15 фирм Азии и Западной Европы выпустили в середине 80–х годов несколько миллионов бытовых компьютеров MSX и MSX-2 (вторая версия стандарта имеет существенно расширенные графические возможности). В СССР используется более 20 тыс. компьютеров такого типа; в основном они входят в состав [[msx:yamaha_kuvt:yamaha_kuvt|комплектов учебной вычислительной техники (КУВТ)]], закупленных у японской фирмы "Синдзидайся" для учебных заведений. Крайне ограниченный условиями контракта состав документации и программных средств для КУВТ вызвал недоумение у пользователей в СССР. Впрочем, эти неудобства возымели неожиданные для многих последствия: уже к 1986 г. в нашей стране был создан значительный фонд инструментальных, учебных и игровых программ для КУВТ, и сегодня оснащенные этой техникой кабинеты информатики стали основой для подготовки школьников, студентов в педагогических институтах и преподавателей в институтах усовершенствования учителей. Среди языков программирования, использованных авторами данных программ, наряду с языком машинных команд (языком Ассемблера) наиболее широкое распространение получили языки Бейсик, Паскаль и Си. Предлагаемая советскому читателю книга Г.Блэнда послужит хорошим введением в технику программирования на Бейсике MSX для тех, кто имеет минимальный опыт программирования на микроЭВМ и программируемых калькуляторах. Среди распространенных в СССР диалектов Бейсика для ЭВМ массового применения (СМ ЭВМ, "Электроника", ДВК, "Агат" и др.) большинство пока составляют диалекты, не поддерживающие машинную графику. В то же время необходимо подчеркнуть, что реализация Бейсика для бытовых компьютеров серии [[bk-0010_11:bk-0010_11|БК]] во многом следует правилам стандарта [[msx:|]]. Учитывая отмеченную ранее близость диалектов MSX и [[gw-basic:|GW-Бейсика]], можно рекомендовать эту книгу и начинающим, которые приступают к изучению основ программирования для профессиональных персональных ЭВМ, — таких, как ЕС1841/42, "Искра" и "Нейрон". Компьютеры серии MSX обладают весьма разнообразными возможностями в сравнении с другими компьютерами аналогичной стоимости. Гибкость архитектуры МSX позволяет решать целый ряд задач, в частности: * Обработка текстов и передача данных. В распоряжении пользователя имеются разнообразные программы текстовых редакторов для различных языков (английского, французского, немецкого, арабского, русского, японского и ряда других). С помощью интерфейса RS232C можно связать компьютеры через модемы и канал телефонной линии. * Создание и исполнение музыкальных произведений. Применение модуля звуковых эффектов и необходимых программных средств превращает компьютер в электромузыкальный синтезатор с дополнительными возможностями ввода, редактирования, хранения на магнитных носителях и вывода мелодий на принтер. * Машинная графика и обработка изображений. Программные средства компьютера, такие, как программа [[msx:yamaha_painter:yamaha_painter|Painter]], реализованная в учебных компьютерах "КУВТ Ямаха MSX-2" образца 1987 г., − позволяют создавать весьма сложные рисунки, которые можно записывать на дискеты и выводить на принтер. Кроме того, для компьютеров MSX-2 разработана аппаратура ввода изображений, поступающих от внешнего источника видеосигналов; эти изображения в цифровой форме могут быть обработаны и записаны на дискеты. * Игры. Для компьютеров MSX разработаны и тиражируются сотни игровых программ, записанных на магнитных носителях или в специальных кассетах с постоянной полупроводниковой памятью. * Изучение основ программирования. Язык программирования Бейсик был разработан специально для изучения основ программирования. Впоследствии он занял ведущее место среди языков, применяемых на персональных компьютерах. MSX–версия Бейсика, или MSX-Бейсик, оставаясь доступной для начинающих, предоставляет в то же время все средства обращения к аппаратуре компьютера, необходимые специалисту. * Выполнение научно–технических расчетов. В интерпретаторе языка MSX-Бейсик имеется библиотека стандартных программ математических функций, благодаря которой многие расчеты могут быть выполнены без помощи высокопроизводительных ЭВМ. Программы, которым не требуется для работы большой объем оперативной памяти и высокое быстродействие процессора, могут выполняться "в домашних условиях". Эти возможности дополнены описанными ранее возможностями обработки текстов и передачи данных. Такое разнообразие применений обеспечивается особенностями архитектуры и конструкции компьютеров, отвечающих требованиям стандарта MSX. Разъемы на корпусе компьютера позволяют подключать модули дополнительной оперативной памяти (RAM), кассеты с программами, записываемыми в ПЗУ (ROM), модули электромузыкальных синтезаторов и адаптеры различных периферийных устройств. В любом случае трудно представить себе ситуацию, когда пользователь персонального компьютера обходится без знания основ программирования. Программирование является важной составной частью компьютерной грамотности; только овладение программированием позволяет использовать все возможности компьютера. В настоящей книге излагаются основные сведения о компьютере MSX. Изучение этого материала позволит начинающим оценить весь спектр возможностей персонального компьютера с тем, чтобы выбрать некоторые из них для более детального рассмотрения. Книга построена по схеме последовательного усложнения; многочисленные примеры помогают проверить на практике полученные знания. Автор стремился избежать свойственного многим пособиям по программированию "перечислительного" стиля изложения. Разумеется, построенные подобным образом справочники удобны для профессионалов; однако начинающим трудно ориентироваться в таком материале. Поэтому весь справочный аппарат книги вынесен в приложения. Диапазон рассматриваемых тем оказывается весьма широким — от изучения правил работы с клавиатурой до приемов программирования графических и звуковых эффектов. Для закрепления материала в руководстве подробно разобраны 118 программ. Такой подход применительно к Бейсику оправдал себя во многих опубликованных ранее пособиях. Практика использования Бейсика в школьных и вузовских курсах информатики уже позволила создать устойчивые методики начального обучения программированию. Книга Г. Блэнда вполне может быть рекомендована и как дополнительное пособие в этих курсах, и как пособие для самостоятельного изучения Бейсика владельцами бытовых компьютеров. Канд. техн. наук А.В. Гиглавый ====== Ссылки ====== {{tag>MSX BASIC}}