С о д е р ж а н и е ...И указывают тысячами пальцев тысячи дорожек для скитальцев. Г.Лорка С о д е р ж а н и е .................................................. П р е д и с л о в и е ................................................ В в е д е н и е ...................................................... Г Л А В А I. ОСНОВНЫЕ ОБъЕКТЫ MSX-BASIC I.1. Алфавит ......................................................... I.2. Константы. Одинарная и двойная точность ......................... I.3. Переменные ...................................................... I.4. Понятие оператора. Оператор DEF ................................. I.5. Массивы переменных. Оператор ERASE .............................. I.6. Имена, значения и типы .......................................... I.7. Операции ........................................................ I.7.1. Арифметические операции .................................... I.7.2. Операции отношения. Логические операции .................... I.7.3. Строковые операции ......................................... I.7.4. Операции-функции ........................................... I.7.5. Функция RND. Псевдопеременная TIME ......................... I.8. Выражения ....................................................... I.8.1. Арифметические и строковые выражения ....................... I.8.2. Логические выражения ....................................... I.9. Дополнение ...................................................... Г Л А В А II. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ II.1. Режимы работы .................................................. II.2. Интерпретаторы и компиляторы ................................... II.3. Оформление и редактирование программ ........................... II.3.1. Команда AUTO. Команда RENUM ............................... II.3.2. Команда DELETE. Команда [L]LIST ........................... II.4 Линейные программы .............................................. II.4.1. Оператор присваивания LET ................................. II.4.2. Оператор SWAP ............................................. II.4.3. Оператор комментария REM .................................. II.4.4. Оператор вывода данных PRINT в простейшем случае .......... II.4.5. Операторы ввода данных DATA и READ. Оператор RESTORE ...... II.4.6. Оператор вывода PRINT в общем случае ...................... II.4.7. Оператор ввода данных INPUT................................ II.4.8. Оператор LINEINPUT ........................................ II.4.9. Операторы END и STOP. Команда CONT ........................ Г Л А В А III. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ И ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ III.1. Оператор безусловной передачи управления GOTO ................. III.2. Оператор условной передачи управления IF ...................... III.3. Оператор ON GOTO .............................................. III.4. Программирование циклов ....................................... III.5. Примеры ....................................................... Г Л А В А IV. ФУНКЦИИ И ПОДПРОГРАММЫ IV.1 Встроенные функции преобразования ............................... IV.1.1. LEN-функция ............................................... IV.1.2. INSTR-функция ............................................. IV.1.3. VAL-функция ............................................... IV.1.4. STR$-функция .............................................. IV.1.5. ASC-функция ............................................... IV.1.6. CHR$-функция .............................................. IV.1.7. BIN$-функция .............................................. IV.1.8. OCT$-функция .............................................. IV.1.9. HEX$-функция .............................................. IV.2. Встроенные строковые функции ................................... IV.2.1. MID$-функция .............................................. IV.2.2. LEFT$-функция ............................................. IV.2.3. RIGHT$-функция ............................................ IV.2.4. STRING$-функция ........................................... IV.2.5. SPACE$-функция ............................................ IV.2.6. Примеры ................................................... IV.3. Функции пользователя. Оператор DEF FN .......................... IV.4. Подпрограммы ................................................... IV.4.1. Примеры ................................................... IV.5. Оператор ON GOSUB .............................................. IV.6. Дополнение 1 [77] .............................................. IV.7. Дополнение 2 [90] .............................................. Г Л А В А V. ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC V.1. Оператор SCREEN в простейшем случае (для компьютера MSX-1) ...... V.2. Оператор WIDTH. Операторы KEY OFF и KEY ON ...................... V.3. Управление текстовым курсором ................................... V.3.1. Оператор LOCATE.Функция CSRLIN.Функции POS(α) и LPOS(α)..... V.4. Базовые графические операторы MSX-BASIC ......................... V.4.1. Оператор COLOR для компьютера MSX-1 ........................ V.4.2. Оператор COLOR для компьютера MSX-2 ........................ V.4.3. Оператор CLS ............................................... V.4.4. Оператор PSET. Оператор PRESET ............................. V.4.5. Оператор LINE .............................................. V.4.6. Оператор CIRCLE ............................................ V.4.7. Функция POINT. Оператор PAINT .............................. V.4.8. Вывод рисунков на принтер .................................. V.5. Графический макроязык GML ....................................... V.6. Спрайты ......................................................... V.6.1. Формирование значения спрайта .............................. V.6.2. Вывод спрайта на экран ..................................... V.6.3. Столкновение спрайтов ...................................... V.7. Оператор SCREEN в общем случае .................................. V.8. Понятие файла [5]. Вывод текстовой информации на графические экраны ................................................ V.9. Режим SCREEN 4 (только для компьютера MSX-2) ................... V.10. Режим SCREEN 5 (только для компьютера MSX-2) ................... V.11. Режим SCREEN 6 (только для компьютера MSX-2) ................... V.12. Режим SCREEN 7 (только для компьютера MSX-2 с видеопамятью 128 Кбайтов) .................................... V.13. Режим SCREEN 8 (только для компьютера MSX-2 с видеопамятью 128 Кбайтов) .................................... V.14. Дополнение ..................................................... Г Л А В А VI. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC VI.1. Описание команд MML ............................................ VI.2. Oператор PLAY. Функция PLAY. Оператор BEEP ..................... VI.3. Оператор SOUND ................................................. VI.4. Примеры музыкальных программ ................................... Г Л А В А VII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА MSX-BASIC VII.1. Работа с клавиатурой .......................................... VII.1.1. Нестандартный ввод с клавиатуры .......................... VII.1.2. Функциональные клавиши ................................... VII.1.3. Джойстик ................................................. VII.2. Переход к подпрограмме по событию ............................. VII.2.1. Переход по ключу ......................................... VII.2.2. Переход по временному интервалу .......................... VII.2.3. Переход по нажатию клавиш "CTRL"+"STOP" .................. VII.2.4. Переход по джойстику ..................................... VII.2.5. Особенности одновременной обработки событий различных типов ............................................. VII.3. Инициализация в языке MSX-BASIC ............................... VII.4. Работа с принтером ............................................ VII.4.1. Команды для управления типом печати ...................... VII.4.2. Управление вертикальной позицией печатающей головки ...... VII.4.3. Управление горизонтальной позицией печатающей головки..... VII.4.4. Команды управления графикой .............................. VII.4.5. Использование макрокоманд ................................ VII.4.6. Другие полезные команды .................................. Г Л А В А VIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТЛАДКИ ПРОГРАММ VIII.1. Ошибки при программировании .................................. VIII.2. Некоторые классические приемы тестирования программ .......... VIII.2.1. Ручная проверка ......................................... VIII.2.2. Ручная прокрутка. Методические указания по ее проведению .............................................. VIII.2.3. Метод контрольных тестов ................................ VIII.3. Методы локализации ошибок .................................... VIII.3.1. Трассировка ............................................. VIII.3.2. Аварийная печать ........................................ VIII.3.3. Локализация с точками останова .......................... VIII.3.4. Программная обработка ошибок ............................ VIII.3.5. Некоторые причины, осложняющие поиск ошибок [57] ........ VIII.4. Принципы исправления и анализа допущенных ошибок ............. VIII.5. Основные понятия структурного программирования ............... VIII.5.1. Модульность программ [49] ............................... VIII.5.2. Строение программ [49] .................................. VIII.5.3. Структурное программирование ............................ VIII.6. О стиле программирования [57] ................................ VIII.7. Недостатки языка программирования BASIC [59] ................. VIII.8. Сравнительная характеристика языков программирования ......... Г Л А В А IX. ФАЙЛОВЫЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC IX.1. Работа с файлами на дискетах ................................... IX.1.1. Форматирование дискеты .................................... IX.1.2. Имена файлов .............................................. IX.1.3. Справочная информация о файлах ............................ IX.1.4. Операторы NAME, COPY и KILL ............................... IX.1.5. Операторы LOAD, SAVE, RUN и MERGE ......................... IX.2. Файлы данных прямого доступа ................................... IX.2.1. Контрольные буферы файлов ................................. IX.2.2. Операторы OPEN и CLOSE .................................... IX.2.3. Оператор FIELD ............................................ IX.2.4. Операторы LSET и RSET ..................................... IX.2.5. Функции MKI$(),MKS$(),MKD$(),CVI(),CVS(),CVD() ............ IX.2.6. Операторы PUT и GET ....................................... IX.3. Файлы данных последовательного доступа ......................... IX.3.1. Оператор MAXFILES= , OPEN и CLOSE ......................... IX.3.2. Операторы PRINT#, PRINT#n,USING. Функции LOF() и LOC() ..................................... IX.3.3. Операторы INPUT, LINE INPUT#n. Функции INPUT$ и EOF ....... IX.3.4. Примеры ................................................... IX.3.5. Вывод файлов данных на экран и принтер .................... IX.4. Использование RAM-диска (только для компьютеров MSX-2) ......... IX.5. Файлы на магнитной ленте ....................................... IX.5.1. Работа с программиными файлами ............................ IX.5.2. Работа с файлами данных ................................... IX.6. Дополнение ..................................................... Г Л А В А X. УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПАМЯТИ X.1. Карта памяти (для компьютеров MSX-1) .......................... X.2. Функция PEEK и оператор POKE .................................. X.3. Таблица программных команд (PIT) .............................. X.4. Таблица переменных (VT) ....................................... X.4.1. Хранение простых переменных .............................. X.4.2. Хранение элементов числовых массивов ..................... X.5. Стек .......................................................... X.6. Хранение строковых величин .................................... X.7. Оператор CLEAR ................................................ X.8. Функция FRE ................................................... X.9. Рабочая область ............................................... X.9.1. Матрица клавиатуры ....................................... X.9.2. Динамическая клавиатура [46] ............................. X.10. Порты ввода-вывода ........................................... X.10.1. Программируемый параллельный интерфейс (PPI) ............ X.10.2. Программируемый звуковой генератор (PSG) ................ X.10.3. Другие порты. Оператор WAIT ............................. Г Л А В А XI. РАБОТА С ВИДЕОПАМЯТЬЮ И ВИДЕОПРОЦЕССОРОМ XI.1. Видеопамять .................................................... XI.1.1. Псевдопеременная BASE ..................................... XI.1.2. Функция VPEEK. Оператор VPOKE ............................. XI.1.3. Текстовые режимы .......................................... XI.1.4. Режимы SCREEN 2 и SCREEN 4 ................................ XI.1.5. Режим SCREEN 3 ............................................ XI.1.6. Режимы SCREEN 5, SCREEN 6, SCREEN 7 и SCREEN 8 (для компьютеров MSX-2) ....................................... XI.1.7. Таблица палитр (для компьютеров MSX-2) .................... XI.1.8. Спрайты ................................................... XI.1.9. Слоты видеопамяти ......................................... XI.1.10. Порты, отвечающие за работу с видеопамятью ............... XI.2. Работа с видеопроцессором ...................................... XI.2.1. Регистры установки режима ................................. XI.2.2. Регистры базовых адресов .................................. XI.2.3. Регистры цветов ........................................... XI.2.4. Регистры управления экраном ............................... XI.2.5. Некоторые регистры доступа ................................ XI.2.6. Доступ к видеопамяти ...................................... XI.2.7. Регистры статуса .......................................... XI.3. Нестандартные режимы видеопроцессора ........................... XI.3.1. Режим SCREEN 4 на компьютерах MSX-1 ....................... XI.3.2. Текстово-графические режимы ............................... Г Л А В А XII. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ XII.1. Задачи ....................................................... XII.2. Задачи для самостоятельного решения ........................... Г Л А В А XIII. ПРОГРАММИСТЫ ШУТЯТ XIII.1. Проза ........................................................ XIII.2. Поэзия ....................................................... XIII.3. Словари ...................................................... ПРИЛОЖЕНИЕ 1. MSX-BASIC И МАШИННЫЙ ЯЗЫК 1.1. Связь программы на MSX-BASIC с подпрограммами в машинных кодах .................................................. 1.1.1. Примеры .................................................... 1.2. Использование подпрограмм BIOS .................................. 1.2.1. Подпрограммы BIOS без параметров ........................... 1.2.2. Подпрограммы BIOS, требующие параметры ..................... 1.2.3. Подпрограммы BIOS, возвращающие параметры .................. 1.2.4. Примеры .................................................... 1.3. Работа с подпрограммами BDOS .................................... 1.4. Использование ловушек ........................................... 1.5. Работа с двоичными файлами ...................................... 1.6. Реализация вещественной арифметики на машинном языке ............ 1.7. Программирование звуковых эффектов .............................. 1.7.1. Фоновое музыкальное сопровождение .......................... 1.8. Возможность расширения программного обеспечения на MSX-компьютерах ................................................ 1.8.1. Подробная карта памяти ..................................... 1.8.2. Работа со слотами .......................................... 1.8.3. Создание новых операторов .................................. 1.9. Примеры использования входных точек системы BDOS ............... 1.10. Коды команд микропроцессора Z80 ................................ 1.11. Мнемоника команд микропроцессоров Intel 8080 и Z80 ............. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2.1. Список служебных слов .......................................... 2.2. Внутренние коды служебных слов ................................. 2.3. Описание действия управляющих клавиш при работе в экранном редакторе системы MSX-BASIC .................................... 2.4. Таблица кодов ASCII ............................................ 2.5. Сообщения об ошибках в системе MSX-BASIC ....................... 2.6. Рабочая область ................................................ 2.7. Структура видеопамяти .......................................... 2.8. Команды видеопроцессора ........................................ 2.9. Работа с "мышью" и световым пером .............................. 2.10. Регистры статуса и регистры команд ............................. 2.11. Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления [28] ................................................. 2.12. Комплекс физических упражнений для снятия утомления [28] ....... С п и с о к л и т е р а т у р ы ..................................... П р е д м е т н ы й у к а з а т е л ь ............................... О т а в т о р о в Предисловие можно назвать громоотводом. Г.К.Лихтенберг Написание и распространение среди пользователей персональных компьюте- ров работы, позволяющей самостоятельно приобщиться к программированию на одной из наиболее мощных и интересных версий языка программирования BASIC - MSX-BASIC - является несомненно своевременной и актуальной задачей. К решению этой задачи подталкивают и два немаловажных обстоятельства: 1) оснащение практически всех педагогических институтов страны комплек- тами учебной вычислительной техники на базе MSX-компьютера "YAMAHA" и пла- нирующиеся поставки в школы КУВТ"Корвет"(язык программирования MSX-BASIC); 2) отсутствие сколь-нибудь полных и грамотных описаний языка MSX-BASIC на русском языке (вышедшие к настоящему моменту в различных институтах ма- лыми тиражами различные методические пособия и рекомендации, даже собран- ные вместе, не могут претендовать на полноту описания языка MSX-BASIC). Настоящая книга охватывает широкий круг проблем: от основ программиро- вания, организации работы с графическими, музыкальными средствами, видео- памятью и внешними устройствами до программирования на языке ассемблера и в машинных кодах, т.е. тех вопросов, которыми, безусловно, заинтересуется и профессиональный программист. Мы считаем, что программирование в машинных кодах обладает хотя и за- претной с точки зрения высокой методики, но от этого не менее притягатель- ной силой. Здесь ощущение своей способности и изобретательности в управле- нии компьютером проявляется непосредственно и ярко. Работа содержит огромное количество программ, причем, работая над кни- гой, мы не старались приводить только "застегнутые на все пуговицы" опти- мальные программы. Это, бесспорно, лишь усложнило бы задачу читателя, ко- торый по нашей книге лишь начинает свое знакомство с программированием. Особое внимание уделено подбору примеров, которые, с одной стороны, понят- ны большинству читателей, а с другой далеко не тривиальны. Более того, среди приведенных программ практический интерес представля- ют те, которые реализуют отдельные блоки диалоговых программ, используе- мых в процессе обучения.Эти составляющие элементы позволяют,на наш взгляд, осуществить далеко идущие замыслы при составлении диалоговых программ. Было бы неправильным хоть как-то ограничивать круг возможных читателей этой книги - она для всех, у кого есть ПЭВМ. По-видимому, работа может быть использована в качестве: α) учебного пособия для самостоятельного изучения студентами языка про- граммирования MSX-BASIC; β) справочного руководства программиста по языку программирования MSX- BASIC; γ) дополнительного материала при изучении других версий языка BASIC. Авторы благодарны тем, кто способствовал написанию этой книги: помощни- кам и критикам. В написании отдельных фрагментов текста и решении многочисленных приме- ров принимали активное участие А.М.Седов, М.С.Кан, Д.М.Высотков, П.В.Ко- лобков и Г.С.Беленький. Глава 6 целиком написана А.Н.Никитиным. Некоторые существенно важные результаты, вошедшие в Приложение 1,любез- но предоставлены В.С.Лашуком. Вычитывание книги, нахождение технических ошибок и неясных мест, пред- ложения по внесению изменений - задача, требующая очень много времени. Мы были счастливы, когда В.А.Журавлева и В.И.Пугач нашли его для того, чтобы дать развернутые примечания к книге, как технические,так и стилистические. Авторы также выражают признательность всем сотрудникам учебно-методи- ческой лаборатории при кафедре информатики и вычислительной техники КГПИ за моральную поддержку. Лаборатория щедро предоставляла компьютеры и обе- спечивала условия, без которых была бы невозможна подготовка этой книги, которая была написана, отредактирована авторами и подготовлена к печати с помощью текстового редактора ТОР (автор Бараз Л.С.) на персональном ком- пьютере "YAMAHA". "ПРОЛИСТИКА, или ПРОГНОЛИСТИКА, дисциплина, занимающаяся прогно- стическим конструированием языков будущего... Люди не в состоянии сами прогнозировать языки будущего;этим, в рамках проекта ПРОЛИНЭ (ПРОгнозирование ЛИНгвистической Эво- люции), занимаются компьютеры 82-го поколения... Благодаря ПРО- ЛИНЭ можно генерировать какие угодно высказывания на языке сколь угодно удаленного будущего и некоторые из них при помощи РЕТРОЛИНЕРОВ переводить на удобопонятный язык, извлекая из по- лученных сведений практическую пользу (см.табл.LXXIX).Согласно шкале Цвибуллина-Чосснеца, главным законом эволюции языка явля- ется "стягивание" пространных высказываний в "понятийные узлы". Так,например, высказывание: "Административное , торговое или развлекательное заведение, внутрь которого можно въехать на автомобиле и воспользоваться его услугами, не выходя из машины",- в процессе развития языка, "стягивается" в одно слово: "в ь е х". Подобным же образом высказывание: "Поскольку, согласно общей теории относительности, невозможно установить, что происходит в данный момент на планете Икс, уда- ленной от Земли на N световых лет, Министерство Внеземных Дел в своей космической политике вынуждено исходить не из реальных инопланетных событий (ибо таковые принципиально недоступны на- блюдению), а из гипотетической истории этих планет, моделирова- нием которой занимаются службы внеземного слежения и постиже- ния, т.н. СКОРОПОСТИЖНИКИ", - мы заменяем одним словом "ч у д е л и р о в а т ь" (а также его производным: чуделятор, чудило, чудик, чудировать, чудесить, чудронить, чудрить и т.п.). И "вьех" и "чуделировать" - слова современного языка, кото- рый в прогнолингвистике относится к нулевому уровню (н у л ь - язык). Над нуль-языком надстраиваются следующие уровни: МЕТА- ЯЗЫК-1, МЕТАЯЗЫК-2 и т.д.,причем неизвестно, имеет ли этот ряд предел или продолжается в бесконечность. Весь текст настоящей статьи Эстелопедии ("Пролистика") в МЕ- ТАЯЗЫКЕ-2 выглядит так: "Оптимальник в эн-копайдке завсклизуется в эн-тесинклюсдоху". Из "Экстелопедии Вестранда в 44 магнетомах"(энциклопе- дии XXI века, опубликованной издательством "Вестранд и К" в 2021 г.) С.Лем. Мнимая величина ВВЕДЕНИЕ Решение задачи при помощи вычислительного устройства начинается с со- ставления алгоритма. Под а л г о р и т м о м понимают понятное и точное предписание (ука- зание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. Я з ы к п р о г р а м м и р о в а н и я - это способ записи алгорит- мов, предназначенных для исполнения на ЭВМ. Изложение алгоритма на языке программирования называется п р о г р а м м о й . Вследствие того, что посредством ЭВМ решаются задачи различных типов - от количественных расчетов до обработки нечисловой информации -разработан целый ряд языков программирования, каждый из которых ориентирован,главным образом, на решение задач определенного типа. К этому ряду языков относят- ся, например, ALGOL, FORTRAN, PL/1, Pascal, Assembler, C и др. Язык программирования BASIC отличается простотой, близостью к математи- ческим формулам и конструкциям обычного английского языка и, вместе с тем, достаточно широкими возможностями для решения задач прикладной математики, физики и техники.Название этого языка программирования представляет собой аббревиатуру английского выражения: "Beginner's All-purpose Symbolic Inst- ruction Code", что в переводе означает "многоцелевой язык символических инструкций для начинающих". Важной чертой BASIC является не только его простота и доступность, но и предоставляемая им возможность решать задачи в режиме диалога с ЭВМ. Отметим,что р е а л и з а ц и я языка программирования - это програм- ма (или комплекс программ), которая переводит текст с языка программирова- ния на язык команд конкретной ЭВМ. В простейшем случае это одна программа - т р а н с л я т о р или и н т е р п р е т а т о р. При создании реализации неизбежны отклонения от стандарта языка.Уточня- ются некоторые детали, вводятся ограничения, связанные с конкретной ЭВМ, добавляются новые возможности.В результате разные реализации имеют разные возможности, образуются разные в е р с и и конкретного языка программи- рования. На мировом рынке персональных компьютеров широкое распостранение полу- чили персональные компьютеры стандарта MSX, который был разработан в 1983 году фирмой "Microsoft Corporation" (MSX - сокращение от "MicroSoft eXten- ted BASIC"). Персональные ЭВМ этого стандарта, сразу же после их появления, состави- ли конкуренцию персональным компьютерам стандарта IBM PC. Зa сравнительно короткое время несколько фирм выпустили на рынок свои ПЭВМ стандарта MSX: α) MPS-100(EU) фирмы "SANYO", β) YIS503 и YIS503I фирмы "YАМАHA", γ) HB-10P фирмы "SONY", σ) Panasonic CF-2700 фирмы "Мatsushita Electric" и другие. В 1985 г. было разработано расширение стандарта MSX, которое получило название MSX-2. В этом же году появились первые персональные компьютеры нового стандарта: HB-F500P и HB-G900P фирмы "SONY".По сравнению с MSX они имеют увеличенные графические возможности (7 графических режимов вместо 2); появился новый текстовый режим экрана, обеспечивающий 80 символов в строке; емкость видеопамяти составляет уже не 16, а от 64 до 128 Кбайт; расширена цветовая гамма: допускается использование не 16, а 256 или 512 цветов. Однако все ПЭВМ стандартов MSX и MSX-2 имеют существенный недостаток по сравнению с компьютерами IBM PC - они в о с ь м и р а з р я д н ы е. Но фирмы-изготовители уже сообщили о третьем усовершенствовании MSX-стан- дарта MSX-3. Компьютеры MSX-3 будут уже шестнадцати- или тридцатидвух- разрядными! В предлагаемой Вашему вниманию книге описана версия языка программиро- вания BASIC (MSX-BASIC), используемая на персональных компьютерах YAMAHA двух стандартов: MSX (мы будем называть ее ниже MSX-1) и MSX-2. Эта версия BASIC является одной из наиболее мощных и интересных его разновидностей. Все остальные версии языка BASIC, отличные от MSX-BASIC и применяемые в отечественных и зарубежных микроЭВМ (Изот 1031C, Изот 1036C (ЕС-1831), Изот 1037C (ЕС-1832), ЕС-1840, Правец 16, Роботрон 1715 и др.) как правило, содержат в той или иной степени элементы (операторы и коман- ды) MSX-BASIC.