С о д е р ж а н и е ...И указывают тысячами пальцев тысячи дорожек для скитальцев. Г.Лорка С о д е р ж а н и е .................................................. П р е д и с л о в и е ................................................ В в е д е н и е ...................................................... Г Л А В А I. ОСНОВНЫЕ ОБъЕКТЫ MSX-BASIC I.1. Алфавит ......................................................... I.2. Константы. Одинарная и двойная точность ......................... I.3. Переменные ...................................................... I.4. Понятие оператора. Оператор DEF ................................. I.5. Массивы переменных. Оператор ERASE .............................. I.6. Имена, значения и типы .......................................... I.7. Операции ........................................................ I.7.1. Арифметические операции .................................... I.7.2. Операции отношения. Логические операции .................... I.7.3. Строковые операции ......................................... I.7.4. Операции-функции ........................................... I.7.5. Функция RND. Псевдопеременная TIME ......................... I.8. Выражения ....................................................... I.8.1. Арифметические и строковые выражения ....................... I.8.2. Логические выражения ....................................... I.9. Дополнение ...................................................... Г Л А В А II. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ II.1. Режимы работы .................................................. II.2. Интерпретаторы и компиляторы ................................... II.3. Оформление и редактирование программ ........................... II.3.1. Команда AUTO. Команда RENUM ............................... II.3.2. Команда DELETE. Команда [L]LIST ........................... II.4 Линейные программы .............................................. II.4.1. Оператор присваивания LET ................................. II.4.2. Оператор SWAP ............................................. II.4.3. Оператор комментария REM .................................. II.4.4. Оператор вывода данных PRINT в простейшем случае .......... II.4.5. Операторы ввода данных DATA и READ. Оператор RESTORE ...... II.4.6. Оператор вывода PRINT в общем случае ...................... II.4.7. Оператор ввода данных INPUT................................ II.4.8. Оператор LINEINPUT ........................................ II.4.9. Операторы END и STOP. Команда CONT ........................ Г Л А В А III. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ И ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ III.1. Оператор безусловной передачи управления GOTO ................. III.2. Оператор условной передачи управления IF ...................... III.3. Оператор ON GOTO .............................................. III.4. Программирование циклов ....................................... III.5. Примеры ....................................................... Г Л А В А IV. ФУНКЦИИ И ПОДПРОГРАММЫ IV.1 Встроенные функции преобразования ............................... IV.1.1. LEN-функция ............................................... IV.1.2. INSTR-функция ............................................. IV.1.3. VAL-функция ............................................... IV.1.4. STR$-функция .............................................. IV.1.5. ASC-функция ............................................... IV.1.6. CHR$-функция .............................................. IV.1.7. BIN$-функция .............................................. IV.1.8. OCT$-функция .............................................. IV.1.9. HEX$-функция .............................................. IV.2. Встроенные строковые функции ................................... IV.2.1. MID$-функция .............................................. IV.2.2. LEFT$-функция ............................................. IV.2.3. RIGHT$-функция ............................................ IV.2.4. STRING$-функция ........................................... IV.2.5. SPACE$-функция ............................................ IV.2.6. Примеры ................................................... IV.3. Функции пользователя. Оператор DEF FN .......................... IV.4. Подпрограммы ................................................... IV.4.1. Примеры ................................................... IV.5. Оператор ON GOSUB .............................................. IV.6. Дополнение 1 [77] .............................................. IV.7. Дополнение 2 [90] .............................................. Г Л А В А V. ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC V.1. Оператор SCREEN в простейшем случае (для компьютера MSX-1) ...... V.2. Оператор WIDTH. Операторы KEY OFF и KEY ON ...................... V.3. Управление текстовым курсором ................................... V.3.1. Оператор LOCATE.Функция CSRLIN.Функции POS(α) и LPOS(α)..... V.4. Базовые графические операторы MSX-BASIC ......................... V.4.1. Оператор COLOR для компьютера MSX-1 ........................ V.4.2. Оператор COLOR для компьютера MSX-2 ........................ V.4.3. Оператор CLS ............................................... V.4.4. Оператор PSET. Оператор PRESET ............................. V.4.5. Оператор LINE .............................................. V.4.6. Оператор CIRCLE ............................................ V.4.7. Функция POINT. Оператор PAINT .............................. V.4.8. Вывод рисунков на принтер .................................. V.5. Графический макроязык GML ....................................... V.6. Спрайты ......................................................... V.6.1. Формирование значения спрайта .............................. V.6.2. Вывод спрайта на экран ..................................... V.6.3. Столкновение спрайтов ...................................... V.7. Оператор SCREEN в общем случае .................................. V.8. Понятие файла [5]. Вывод текстовой информации на графические экраны ................................................ V.9. Режим SCREEN 4 (только для компьютера MSX-2) ................... V.10. Режим SCREEN 5 (только для компьютера MSX-2) ................... V.11. Режим SCREEN 6 (только для компьютера MSX-2) ................... V.12. Режим SCREEN 7 (только для компьютера MSX-2 с видеопамятью 128 Кбайтов) .................................... V.13. Режим SCREEN 8 (только для компьютера MSX-2 с видеопамятью 128 Кбайтов) .................................... V.14. Дополнение ..................................................... Г Л А В А VI. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC VI.1. Описание команд MML ............................................ VI.2. Oператор PLAY. Функция PLAY. Оператор BEEP ..................... VI.3. Оператор SOUND ................................................. VI.4. Примеры музыкальных программ ................................... Г Л А В А VII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА MSX-BASIC VII.1. Работа с клавиатурой .......................................... VII.1.1. Нестандартный ввод с клавиатуры .......................... VII.1.2. Функциональные клавиши ................................... VII.1.3. Джойстик ................................................. VII.2. Переход к подпрограмме по событию ............................. VII.2.1. Переход по ключу ......................................... VII.2.2. Переход по временному интервалу .......................... VII.2.3. Переход по нажатию клавиш "CTRL"+"STOP" .................. VII.2.4. Переход по джойстику ..................................... VII.2.5. Особенности одновременной обработки событий различных типов ............................................. VII.3. Инициализация в языке MSX-BASIC ............................... VII.4. Работа с принтером ............................................ VII.4.1. Команды для управления типом печати ...................... VII.4.2. Управление вертикальной позицией печатающей головки ...... VII.4.3. Управление горизонтальной позицией печатающей головки..... VII.4.4. Команды управления графикой .............................. VII.4.5. Использование макрокоманд ................................ VII.4.6. Другие полезные команды .................................. Г Л А В А VIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТЛАДКИ ПРОГРАММ VIII.1. Ошибки при программировании .................................. VIII.2. Некоторые классические приемы тестирования программ .......... VIII.2.1. Ручная проверка ......................................... VIII.2.2. Ручная прокрутка. Методические указания по ее проведению .............................................. VIII.2.3. Метод контрольных тестов ................................ VIII.3. Методы локализации ошибок .................................... VIII.3.1. Трассировка ............................................. VIII.3.2. Аварийная печать ........................................ VIII.3.3. Локализация с точками останова .......................... VIII.3.4. Программная обработка ошибок ............................ VIII.3.5. Некоторые причины, осложняющие поиск ошибок [57] ........ VIII.4. Принципы исправления и анализа допущенных ошибок ............. VIII.5. Основные понятия структурного программирования ............... VIII.5.1. Модульность программ [49] ............................... VIII.5.2. Строение программ [49] .................................. VIII.5.3. Структурное программирование ............................ VIII.6. О стиле программирования [57] ................................ VIII.7. Недостатки языка программирования BASIC [59] ................. VIII.8. Сравнительная характеристика языков программирования ......... Г Л А В А IX. ФАЙЛОВЫЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC IX.1. Работа с файлами на дискетах ................................... IX.1.1. Форматирование дискеты .................................... IX.1.2. Имена файлов .............................................. IX.1.3. Справочная информация о файлах ............................ IX.1.4. Операторы NAME, COPY и KILL ............................... IX.1.5. Операторы LOAD, SAVE, RUN и MERGE ......................... IX.2. Файлы данных прямого доступа ................................... IX.2.1. Контрольные буферы файлов ................................. IX.2.2. Операторы OPEN и CLOSE .................................... IX.2.3. Оператор FIELD ............................................ IX.2.4. Операторы LSET и RSET ..................................... IX.2.5. Функции MKI$(),MKS$(),MKD$(),CVI(),CVS(),CVD() ............ IX.2.6. Операторы PUT и GET ....................................... IX.3. Файлы данных последовательного доступа ......................... IX.3.1. Оператор MAXFILES= , OPEN и CLOSE ......................... IX.3.2. Операторы PRINT#, PRINT#n,USING. Функции LOF() и LOC() ..................................... IX.3.3. Операторы INPUT, LINE INPUT#n. Функции INPUT$ и EOF ....... IX.3.4. Примеры ................................................... IX.3.5. Вывод файлов данных на экран и принтер .................... IX.4. Использование RAM-диска (только для компьютеров MSX-2) ......... IX.5. Файлы на магнитной ленте ....................................... IX.5.1. Работа с программиными файлами ............................ IX.5.2. Работа с файлами данных ................................... IX.6. Дополнение ..................................................... Г Л А В А X. УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПАМЯТИ X.1. Карта памяти (для компьютеров MSX-1) .......................... X.2. Функция PEEK и оператор POKE .................................. X.3. Таблица программных команд (PIT) .............................. X.4. Таблица переменных (VT) ....................................... X.4.1. Хранение простых переменных .............................. X.4.2. Хранение элементов числовых массивов ..................... X.5. Стек .......................................................... X.6. Хранение строковых величин .................................... X.7. Оператор CLEAR ................................................ X.8. Функция FRE ................................................... X.9. Рабочая область ............................................... X.9.1. Матрица клавиатуры ....................................... X.9.2. Динамическая клавиатура [46] ............................. X.10. Порты ввода-вывода ........................................... X.10.1. Программируемый параллельный интерфейс (PPI) ............ X.10.2. Программируемый звуковой генератор (PSG) ................ X.10.3. Другие порты. Оператор WAIT ............................. Г Л А В А XI. РАБОТА С ВИДЕОПАМЯТЬЮ И ВИДЕОПРОЦЕССОРОМ XI.1. Видеопамять .................................................... XI.1.1. Псевдопеременная BASE ..................................... XI.1.2. Функция VPEEK. Оператор VPOKE ............................. XI.1.3. Текстовые режимы .......................................... XI.1.4. Режимы SCREEN 2 и SCREEN 4 ................................ XI.1.5. Режим SCREEN 3 ............................................ XI.1.6. Режимы SCREEN 5, SCREEN 6, SCREEN 7 и SCREEN 8 (для компьютеров MSX-2) ....................................... XI.1.7. Таблица палитр (для компьютеров MSX-2) .................... XI.1.8. Спрайты ................................................... XI.1.9. Слоты видеопамяти ......................................... XI.1.10. Порты, отвечающие за работу с видеопамятью ............... XI.2. Работа с видеопроцессором ...................................... XI.2.1. Регистры установки режима ................................. XI.2.2. Регистры базовых адресов .................................. XI.2.3. Регистры цветов ........................................... XI.2.4. Регистры управления экраном ............................... XI.2.5. Некоторые регистры доступа ................................ XI.2.6. Доступ к видеопамяти ...................................... XI.2.7. Регистры статуса .......................................... XI.3. Нестандартные режимы видеопроцессора ........................... XI.3.1. Режим SCREEN 4 на компьютерах MSX-1 ....................... XI.3.2. Текстово-графические режимы ............................... Г Л А В А XII. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ XII.1. Задачи ....................................................... XII.2. Задачи для самостоятельного решения ........................... Г Л А В А XIII. ПРОГРАММИСТЫ ШУТЯТ XIII.1. Проза ........................................................ XIII.2. Поэзия ....................................................... XIII.3. Словари ...................................................... ПРИЛОЖЕНИЕ 1. MSX-BASIC И МАШИННЫЙ ЯЗЫК 1.1. Связь программы на MSX-BASIC с подпрограммами в машинных кодах .................................................. 1.1.1. Примеры .................................................... 1.2. Использование подпрограмм BIOS .................................. 1.2.1. Подпрограммы BIOS без параметров ........................... 1.2.2. Подпрограммы BIOS, требующие параметры ..................... 1.2.3. Подпрограммы BIOS, возвращающие параметры .................. 1.2.4. Примеры .................................................... 1.3. Работа с подпрограммами BDOS .................................... 1.4. Использование ловушек ........................................... 1.5. Работа с двоичными файлами ...................................... 1.6. Реализация вещественной арифметики на машинном языке ............ 1.7. Программирование звуковых эффектов .............................. 1.7.1. Фоновое музыкальное сопровождение .......................... 1.8. Возможность расширения программного обеспечения на MSX-компьютерах ................................................ 1.8.1. Подробная карта памяти ..................................... 1.8.2. Работа со слотами .......................................... 1.8.3. Создание новых операторов .................................. 1.9. Примеры использования входных точек системы BDOS ............... 1.10. Коды команд микропроцессора Z80 ................................ 1.11. Мнемоника команд микропроцессоров Intel 8080 и Z80 ............. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2.1. Список служебных слов .......................................... 2.2. Внутренние коды служебных слов ................................. 2.3. Описание действия управляющих клавиш при работе в экранном редакторе системы MSX-BASIC .................................... 2.4. Таблица кодов ASCII ............................................ 2.5. Сообщения об ошибках в системе MSX-BASIC ....................... 2.6. Рабочая область ................................................ 2.7. Структура видеопамяти .......................................... 2.8. Команды видеопроцессора ........................................ 2.9. Работа с "мышью" и световым пером .............................. 2.10. Регистры статуса и регистры команд ............................. 2.11. Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления [28] ................................................. 2.12. Комплекс физических упражнений для снятия утомления [28] ....... С п и с о к л и т е р а т у р ы ..................................... П р е д м е т н ы й у к а з а т е л ь ...............................