Инструменты пользователя

Инструменты сайта


msx:msx

Это старая версия документа!


MSX

MSX (Machines with Software eXchangeability) — название стандарта для бытовых компьютеров 1980-х годов. Он являлся попыткой создания единых стандартов для разработчиков аппаратного обеспечения, инициированной японским отделением компании Microsoft и Кадзухико Ниси, возглавлявшим его на тот момент. Также в разработке стандарта участвовала ныне хорошо известная японская компания — ASCII Corporation, основанная Ниси совместно с Кадзуя Ватанабэ специально для этой цели. Компьютеры стандарта MSX получили большую популярность в Японии и ряде других стран, однако, несмотря на поддержку Microsoft, почти не получили известности в США и Европе.

Ниси предложил стандарт MSX в качестве попытки создания единого индустриального стандарта для бытовых компьютеров. Вдохновляемые успехом стандартизации в области видеозаписи (стандарт VHS), многие производители электроники, включая Goldstar, Philips и Spectravideo, разрабатывали и продвигали компьютеры стандарта MSX. Любое устройство или программное обеспечение с логотипом MSX было совместимо с продукцией стандарта MSX других производителей. В частности, стандарт описывал формат и функциональность картриджей расширения, что позволяло любым устройствам расширения или игровым картриджам работать на любом компьютере стандарта MSX.

Стандарт Ниси состоял главным образом из нескольких уже имевшихся в наличии узлов. Это процессор Zilog Z80, работающий на частоте 3,58 МГц, видеоконтроллер TMS9918 компании Texas Instruments с 16 КБайт видеопамяти, и микросхема звукогенератора AY-3-8910 компании General Instrument (GI). Эти компоненты, совместно с интерпретатором MSX BASIC компании Microsoft, сделали MSX конкурентоспособным стандартом, но также и делали стоимость соответствующих ему компьютеров достаточно высокой. Стандарт MSX сильно напоминал уже существовавший на тот момент бытовой компьютер SV-328 компании Spectravideo, однако этот компьютер не полностью соответствовал стандарту MSX. Впоследствии Spectravideo выпустила модель SV-728, которая уже являлась стандартным компьютером MSX.

Архитектура

Архитектура

MSX Resource Center

MSX Technical Data Book, Оригинал

Файлы часто бывают упакованы в архивы формата LHA (.lzh), для распаковки нужно использовать lhasa.

RAM

Модули памяти:

Объём памяти отображаемый на экране:

вычисляется по содержимому ячейки SubROM, записанному по адресу 0x3763.

Объём памяти в Кбайтах. вычисляется по формуле:

USER RAM: = ((Значение из 0x3763)+2)*16

В результате получим (6+2)*16=128. По умолчанию в 0x3763 записано число 6.

Обратная формула:

Значение ячейки 0x3763 = Объём памяти(Кбайт)/16-2
Объём памяти
(Кбайт)
Значение ячейки
0x3763
128 0x06
256 0x0E
512 0x1E
1024 0x3E
2048 0x7E
4096 0xFE

Программы для тестирования памяти:

Решение проблем

Восстановление состояния регистров

После запуска некоторых игр, после перезагрузки может наблюдаться чёрный экран.

Для решения проблемы выполните команды MSX BASIC:

color15,4,4:width40:setscreen

Ссылки

Форумы

Книги

ОЗУ

Ассемблер

Книги про MSX на русском

  • Программирование на языке ассемблера в системе MSX-2
    К.И.Фахрутдинов, И.И.Бочаров, Издательство Дальневосточного Института, 1991
  • Архитектура и устройства микрокомпьютеров стандарта MSX-2
    К.И.Фахрутдинов, И.И.Бочаров, Издательство Дальневосточного Университета, 1993

Z80 Assembly programming for the MSX and MSX2

dZ80 for Windows and DOS

Christofoletti/Z80-Hacker: Z80 Hacker Disassembler Tool

rururutan/mdz80: Manbow-J Disassembler for Z80

Z80 Software Development Tools

ROM

Игры

msx/msx.1602408319.txt.gz · Последние изменения: 2020-10-11 12:25 — GreyWolf