====== Глава XII ====== |{{..author_files:013.msx|}}|{{..author_files:013.txt|}}|[[..013|]]| @@ -1,7 +1,6 @@ -ГЛАВА XIII ПРОГРАММИСТЫ ШУТЯТ - - +\/d +ГЛАВА тринадцатая. ПРОГРАММИСТЫ ШУТЯТ +\/d- Я думаю, очень важно, чтобы в научной работе всегда оставалось место для шутки и развлече- @@ -16,7 +15,7 @@ А что касается мистера Френкеля..., то он на- чал страдать от компьютерной болезни - о ней сегодня знает каждый, кто работал с компьюте- - рами. Это очень серьезная болезнь и работать + рами. Это очень серьезная болезнь,и работать при ней невозможно.Беда с компьютерами состо- ит в том, что вы играете с ними. Они так пре- красны,столько возможностей - если четное чи- @@ -24,8 +23,7 @@ то, и очень скоро на одной-единственной маши- не можно делать все более и более изощренные вещи, если только вы достаточно умны. - Ричард Фейнман - + Р.Фейнман П р о г р а м м и р о в а н и е о ч е р т я г о л о в у (абсолютно серьезный доклад на совершенно серьезную тему) @@ -116,25 +114,24 @@ щена. + + Не в совокупности ищи единство, но более- в единообразии разделения. Козьма Прутков - - С п а я н н ы й к о л л е к т и в - Микродрама в системной магистрали Перевод с машинного + Действующие лица: + П.П., Программа Пользователя + М., Монитор + П., Принтер + Т.К., Телеграфный Канал + Т., Терминал + Б., Буфер -Действующие лица: П.П. - Программа Пользователя -──────────────── М. - Монитор - П. - Принтер - Т.К. - Телеграфный Канал - Т. - Терминал - Б. - Буфер - - Происходит прерывание от Программы Пользователя. + (Происходит прерывание от Программы Пользователя.) П.П. Эй, Монитор! М. Что? П.П. Цифру "6" напечатать надо. @@ -142,7 +139,7 @@ П. Я занят. П.П. Тогда, Монитор, дай еще памяти. М. Нет памяти, пиши на диск. Диск! - Диск поднимает флаг готовности. + (Диск поднимает флаг готовности.) Д. Вызывали? М. Записать надо. Д. Есть! @@ -153,7 +150,7 @@ Т.К. Уже пришел следующий, старый я стер. М. Программа, это тебе прислали байт? П.П. Нет. - Монитор засовывает байт в буфер. + (Монитор засовывает байт в буфер.) М. Терминал! Пользователь что-нибудь нажимал? Т. Нет. М. Программа! Работай дальше. @@ -165,13 +162,13 @@ П.П. Нет. М. Буфер! Б. Я переполнен. - Монитор выбрасывает байт. + (Монитор выбрасывает байт.) М. Принтер! П. Свободен. М. Печатай цифру "6". П. Есть. М. Программа, работай дальше. - Программа работает, проходит одна миллисекунда. + (Программа работает, проходит одна миллисекунда.) П.П. Эй, Монитор! Цифру "7" напечатать надо. Газета "За науку"(МФТИ) 10.10.86 @@ -179,12 +176,9 @@ Д и а л о г - Мой способ шутить - это говорить правду. На свете нет ничего смешнее. - Д.Б.Шоу - - + Б.Шоу - Сережа, дорогой, как тебе нравится мое новое платье? Элегантное? "Какой ужас! Элементарную программу не могу составить". - Сергей, ты считаешь, что можно не отвечать мне? Какой ужас! @@ -215,93 +209,92 @@ С к а з к а - Поиск истины способен изрядно позабавить. - Вернон Говард - + В.Говард 1. Хотите ли вы узнать историю трех маленьких шустрых горошин? - Если да, перейдите к 4, если нет, перейдите к 2. + Если да, перейдите к 4; если нет, перейдите к 2. 2. Может быть, вы предпочитаете историю трех длинных жердей? - Если да, перейдите к 16, если нет, перейдите к 3. + Если да, перейдите к 16; если нет, перейдите к 3. 3. Может быть, вы предпочитаете историю о трех простых скромных кусти- ках? - Если да, перейдите к 17, если нет, перейдите к 21. + Если да, перейдите к 17; если нет, перейдите к 21. 4. Жили-были когда-то три маленькие горошины, одетые во все зеленое. Они мирно спали в своем стручке. Личики у них были совсем кругленькие, а маленькие носики тихо и ровно посапывали. Если вы предпочитаете другое -описание, перейдите к 9, если вас все устраивает, перейдите к 5. +описание, перейдите к 9; если вас все устраивает, перейдите к 5. 5. Они не видели снов. Эти маленькие существа вообще никогда не видят снов. Если вы предпочитаете, чтобы они видели сны, перейдите к 6; иначе перейдите к 7. 6. Они видели сны. Эти маленькие существа все время видят сны, и ночи скрывают их чудесные сновидения. Если вы хотите узнать эти сны,перейдите -к 11, если вам это безразлично, перейдите к 7. +к 11; если вам это безразлично, перейдите к 7. 7. Их маленькие ножки были укутаны в теплые носки, а с рук они никогда не снимали черных шерстяных перчаток.Если вы предпочитаете перчатки друго- -го цвета, перейдите к 8, если этот цвет вас удовлетворяет, перейдите к 10. +го цвета, перейдите к 8; если этот цвет вас удовлетворяет, перейдите к 10. 8. Они никогда не снимали голубых шерстяных перчаток. Если вы предпо- -читаете перчатки другого цвета, перейдите к 7,если этот цвет вам подходит, +читаете перчатки другого цвета, перейдите к 7;если этот цвет вам подходит, перейдите к 10. 9. Жили-были три маленькие горошины, которые обошли весь свет, бродя -по дорогам. К вечеру,утомленные и усталые, они очень быстро уснули. Если +по дорогам. К вечеру утомленные и усталые, они очень быстро уснули. Если вы хотите знать, что будет дальше, перейдите к 5, иначе перейдите к 21. 10. Всем трем снился одинаковый сон,они в самом деле нежно любили друг друга; словно отраженные в трех зеркалах, они видели похожие сны. Если вы хотите узнать их сон, перейдите к 11, иначе перейдите к 12. - 11. Им снилось, что они уселись ужинать в харчевне, и, открыв крышку + 11. Им снилось, что они уселись ужинать в харчевне и, открыв крышку кастрюли, они увидели, что это был суп из чечевицы. От ужаса они просну- лись. Если вы хотите знать, почему они проснулись в ужасе, поищите в Энци- -клопедии слово "чечевица", и не будем об этом больше говорить, если вы +клопедии слово "чечевица", и не будем об этом больше говорить; если вы считаете бесполезным углублять этот вопрос, перейдите к 12. - 12. "Ой-ой-ой!"- вскрикнули они, открыв глаза. "Ой-ой-ой! что за сон -мы увидели". "Это не к добру",-сказала первая горошина. "Да",-сказала вто- -рая,-это так, я боюсь". "Не тревожьтесь",- сказала третья, которая была -самая умная, - "надо не нервничать, а разобраться. Я сейчас попробую вам -все объяснить. Если вы хотите сразу же узнать толкование этого сна, перей- -дите к 15, если, напротив, вы хотите узнать, как на это прореагировали + 12. "Ой-ой-ой!"- вскрикнули они, открыв глаза. "Ой-ой-ой! Что за сон +мы увидели". "Это не к добру",-сказала первая горошина. "Да ,-сказала вто- +рая,-это так, я боюсь". "Не тревожьтесь ,- сказала третья, которая была +самая умная, - надо не нервничать, а разобраться. Я сейчас попробую вам +все объяснить".Если вы хотите сразу же узнать толкование этого сна, перей- +дите к 15; если, напротив, вы хотите узнать, как на это прореагировали две другие горошины, перейдите к 13. - 13. "Не заговаривай нам зубы",-сказала первая.- "С каких это пор ты на- -училась толковать сны?" "Да, с каких пор?"-прибавила вторая. Если вы тоже + 13. "Не заговаривай нам зубы",-сказала первая. "С каких это пор ты на- +училась толковать сны? Да, с каких пор?" - прибавила вторая. Если вы тоже хотите знать, с каких пор, перейдите к 14, иначе перейдите все-таки тоже к 14, иначе вы ничего не узнаете больше. - 14. "С каких пор?"- вскричала третья. "Разве я знаю? Да,я умею. Сейчас -увидите!" Если вы хотите увидеть, перейдите к 15, если нет, то тоже перей- + 14. "С каких пор? - вскричала третья,- Разве я знаю? Да,я умею. Сейчас +увидите!" Если вы хотите увидеть, перейдите к 15; если нет, то тоже перей- дите к 15, но вы ничего не увидите. 15. "Хорошо, посмотрим!"- сказали сестры. "Мне не нравятся ваши насмеш- -ки",- ответила тогда третья горошина."И вы ничего не узнаете. Кстати,пока +ки",- ответила тогда третья горошина,-И вы ничего не узнаете. Кстати,пока мы здесь все довольно живо обсуждаем, не уменьшились ли ваши страхи? Или, может, совсем рассеялись? Тогда стоит ли копаться в глубинах вашего под- сознания мотыльковых? Пойдемте скорее к фонтану, умоемся и порадуемся это- му веселому утру в чистоте и добром здравии!"Сказано-сделано: они вылезли из своего стручка, опустились осторожно на землю и затем быстро и весело добрались до фонтана. Если вы хотите знать, что было у фонтана, перейдите -к 16, если вы этого не хотите, перейдите к 21. +к 16; если вы этого не хотите, перейдите к 21. 16. Три большие длинные жерди смотрели, что они делают. Если три боль- -шие жерди вам не нравятся,перейдите к 21,если они вас устраивают, перейди- +шие жерди вам не нравятся,перейдите к 21;если они вас устраивают, перейди- те к 17. 17. Три простых скромных кустика смотрели, что они делают. Если вам не -нравятся три простых скромных кустика, перейдите к 21, если они вам подхо- +нравятся три простых скромных кустика, перейдите к 21; если они вам подхо- дят, перейдите к 18. 18. Видя, что они так на них глазеют, три шустрые маленькие горошины смущенно отвернулись. Если вы хотите узнать что они потом сделали,перейди- -те к 19, если вы этого не желаете, перейдите к 21. +те к 19; если вы этого не желаете, перейдите к 21. 19. Они быстренько побежали к своему стручку,укрылись в нем и снова за- -снули. Если вы хотите знать продолжение, перейдите к 20, если вы этого не +снули. Если вы хотите знать продолжение, перейдите к 20; если вы этого не желаете, перейдите к 21. 20. А продолжения то и нет, потому что сказка кончилась. 21. И в этом случае сказка тоже кончилась. - Раймон Кено + Р.Кено + - Т и п ы п р о г р а м м и с т о в + Т и п ы п р о г р а м м и с т о в + Смех - это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. - Виктор Гюго - + В.Гюго Хотя программистов все еще мало,среди них есть уже свои типы. Я попы- тался охарактеризовать самые яркие из них. @@ -321,6 +314,7 @@ жие - терминал. Что ни программа - то игра в тотализатор. Что ни програм- ма - прыжок в воду. + К л а с с и ф и к а ц и я с точки зрения профессии Программист - "р у т и н е р" - является результатом обычной профессио- @@ -342,6 +336,7 @@ зрения, ничто не ускользнет от его глаз, ничто чуждое ему не чуждо. Он убежден, что умеет программировать, но, как всегда, снова ошибается. + К л а с с и ф и к а ц и я с точки зрения характера Программист - "ф л е г м а т и к" считает своим девиз "лучшее - враг @@ -352,33 +347,31 @@ ти. Свою жизнь проживает в собственных программах, и пока они несовершен- ны, спокойного сна у него не будет. Отличается кипучей активностью и хро- ническим недосыпанием. - Программист - "х о л е р и к" ничем не доволен. Одержим стремлением к + Программист-"х о л е р и к" всем не доволен. Одержим стремлением к полному совершенству, прогрессивности и полноте всего, поэтому переделыва- ет уже переделанное и не доделывает недоделанное. Сомнения в его проекте -рассматривает как наглость, а на вопрос, когда будет готов проект,впадает -в обморочное состояние. +рассматривает как наглость, а в ответ на вопрос, когда будет готов проект, +впадает в обморочное состояние. Подсчитаны 27 различных комбинаций типов программистов. Некоторые из них выглядят явно абсурдными. Остановимся хотя бы на трех крайностях: - "Ш т а м п о в щ и к" - "р у т и н е р" - "ф л е г м а т и к" - обычно -любим своими шефами. Работает добросовестно, надежно, непогрешимо. В слу- + "Ш т а м п о в щ и к"-"р у т и н е р"-"ф л е г м а т и к" - обычно лю- +бим своими шефами. Работает добросовестно, надежно, непогрешимо. В слу- чае необходимости может проявить себя и как способный бухгалтер. - "Б о г е м щ и к" - "л ю б и т е л ь" - "с а н г в и н и к" - програм- -мист, каких поискать. В нем, как говорится есть "искра божия", около него -целый штаб помощников. Если его не свалит инфаркт, всегда готов для напра- -вления в психиатрическую лечебницу. - "С т р е л о к" - "д и л е т а н т" - "х о л е р и к" - известен в сво- -ем кругу под прозвищем "деятельный болван". Совершенно не важно, что он -делает в программировании. Он все равно не знает, как это делать. + "Б о г е м щ и к"-"л ю б и т е л ь"-"с а н г в и н и к" - программист, +каких поискать. В нем, как говорится,есть "искра божья", около него целый +штаб помощников. Если его не свалит инфаркт, всегда готов для направления +в психиатрическую лечебницу. + "С т р е л о к"-"д и л е т а н т"-"х о л е р и к" - известен в своем +кругу под прозвищем "деятельный болван". Совершенно не важно, что он дела- +ет в программировании. Он все равно не знает, как это делать. И.Демнер (журнал "Vega a technika mladezi") - Ф о р м у л ы а у т о т р е н и н г а д л я п о л ь з о в а т е л е й ЕС-1060 - Я совершенно спокоен... Зависание приятно мне... Расслабляются руки... ноги... туловище... @@ -404,19 +397,19 @@ По моему телу пробегает дрожь... Мои пальцы готовы в любую секунду побежать по клавиатуре, чтобы первым ворваться, запустить задачу, захватить ресурсы ЭВМ... - Я ведь как сжатая пружина... + Я весь, как сжатая пружина... Внимание... Рестарт!!! - д-р И.В. Сидисидзе + И.Сидисидзе - Изучая поваренную книгу, программист может - узнать много интересного и полезного. - Д.Кнут - Н о в о г о д н и й р е ц е п т + Изучая Поваренную книгу, программист может + узнать много интересного и полезного. + Д.Кнут + Н о в о г о д н и й р е ц е п т Приближается Новый год. Как быстро изготовить программный продукт? На- пишите небольшую программу на Фортране, 200-300 перфокарт разбейте на мо- @@ -428,14 +421,11 @@ диагностику. Продокументируйте. Программный продукт готов к употреблению. - У д и в и т е л ь н о е р я д о м! - Вот уж и радио изобрели - а счастья все нет... . И. Ильф - ┌──────────────────────────────┬─────────────────────┐ │ Нажимаемые клавиши │ Р е з у л ь т а т │ ├──────────────────────────────┼─────────────────────┤ @@ -468,13 +458,10 @@ составить аналогичный на компьютере MSX-2! - Т е о р и я о ш и б о к - Ошибки так же неисчерпаемы, как и атом. - А к с и о м а . В любой программе есть ошибки. З а к о н п р о п о р ц и о н а л ь н о с т и . Чем больше программа необходима, тем больше в ней ошибок. @@ -497,7 +484,7 @@ С л е д с т в и е. Ошибке не все равно, кто ее обнаружил. С о в е т н а ч и н а ю щ е м у п р о г р а м м и с т у . Никогда не исравляйте найденные ошибки, ибо это повлечет за собой появление неизвест- -ного числа ненайденых. Лучше опишите их в сопроводительной документации +ного числа ненайденных. Лучше опишите их в сопроводительной документации как особенность программы. О п р е д е л е н и е . Будем называть я з ы к о м о ш и б о к пра- вила, в обход которым пишутся программы. @@ -507,7 +494,7 @@ Ошибки могут следовать друг за другом. От перестановки двух эквивалентных ошибок результат не меняется (комму- тативность эквивалентных ошибок). - Две последовательные ошибки можно объединить в одну, более сильную. + Две последовательные ошибки можно объединить в одну более сильную. Одинаковые ошибки необязательно делать каждый раз, достаточно сделать одну, а затем обращаться к ней по мере необходимости из любого места прог- раммы. @@ -515,7 +502,7 @@ ный. Ошибки могут вызывать друг друга и сами себя (рекурсивность ошибок). Ошибки допускают многократное вложение друг в друга. Две одинаковые -вложенные ошыбки называются ч е т н о й ошибкой и ошибкой не являются. +вложенные ошибки называются ч е т н о й ошибкой и ошибкой не являются. С в о й с т в о ч е т н о с т и о ш и б о к. Если написанная програм- ма сработала правильно, то это значит, что во время ее работы выполнилось четное число ошибок или программист не понял задание. @@ -526,8 +513,8 @@ В з а и м о д е й с т в и е о ш и б о к с б а з о в о й о п е р а ц и о н н о й с и с т е м о й - Во время исполнения ошибки имеют наивысший приоритет. Прервать исполне- -ние ошибки может только другая, более активная ошибка. + Во время исполнения программы ошибки имеют наивысший приоритет. Прер- +вать исполнение ошибки может только другая, более активная ошибка. Запросы операционной системы к ошибкам ошибками могут игнорироваться. Запросы ошибок к операционной системе игнорироваться не могут. При работе с файлами ошибки могут пользоваться файловой системой базо- @@ -544,7 +531,7 @@ Хороший тест должен содержать ошибки, компенсирующие их нехватку в тес- тируемой программе. Языковый редактор, призванный уберечь программиста от синтаксических -ошибок, прозволяет вносить в программу весьма хитроумные ошибки, которые +ошибок, позволяет вносить в программу весьма хитроумные ошибки, которые не удается обнаружить ни транслятором, ни отладчиком. Обычный текстовый редактор таких возможностей не предоставляет. Программа-транслятор, предназначенная для перевода программ с языка вы- @@ -552,18 +539,17 @@ торые содержались в исходном описании, переводятся безошибочно. Заключительный совет тем, кто до него добрался. До начала работы над проектом следует тщательно продумать все необходимые ошибки и связи между -ними. Это значительно упростит работу работу над ошибками в самом проекте. +ними. Это значительно упростит работу над ошибками в самом проекте. В.Тихонов - И з з а п и с н о й к н и ж к и п р о г р а м м и с т а + И з з а п и с н о й к н и ж к и п р о г р а м м и с т а Смешную фразу надо лелеять, холить, ласково поглаживая по подлежащим. И.Ильф и Е.Петров - ♦ Прежде чем написать программу - убедись, что существует ЭВМ, способ- ная ее переварить. ♦ Чтобы овладеть искусством программирования, нужно в первую очередь @@ -602,7 +588,7 @@ "О с т а в ь н а д е ж д у в с я к с ю д а в х о д я щ и й". ♦ Если вы не умеете программировать - не отчаивайтесь, скорее всего, это не самый лучший из ваших недостатков. - ♦ ТЗ для программиста:"пойди туда, не знаю куда,найди то,не знаю что". + ♦ ТЗ для программиста:"Пойди туда, не знаю куда,найди то,не знаю что". ♦ Программист не стареет, - устаревают его программы... ♦ Если твои близкие не программируют, стыдись! Ты позоришь звание про- граммиста! @@ -636,13 +622,11 @@ Г.Юдин - Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности. - В.О.Ключевский - + В.Ключевский П о г о в о р к и @@ -661,17 +645,14 @@ 13. Ячейка память бережет. 14. С миру по ячейке - программисту банк данных. 15. Лучше микрокалькулятор в руках, чем персональный компьютер в мечтах. - 16. Кто как программирует, так и ест. + 16. Кто как программирует, тот так и ест. 17. Маленький алгоритм лучше большого безделья. 18. Отольются заказчику слезы программиста. 19. Дурной FORMAT печати покоя не дает. Б. Медведев - - Ф р а з ы - Болеющие душой за дело внедрения в школу компьютеров, скорее выздорав- ливайте: вы очень нужны! Глобальная учебная цель оправдывает убогие программные средства. @@ -682,14 +663,10 @@ Т. Драгныш - XIII.2. П о э з и я - ...грянул оглушительный аплодисман. - Ф.М.Достоевский . Бесы - - + Ф.Достоевский . Бесы 1) Вот БЭСМ, Которой владеет ВЦ. А это ввод, @@ -758,17 +735,14 @@ зования на ЕС ЭВМ. - XIII.3. С л о в а р и - Если Вам непонятно какое-то слово в техническом тексте, не обращайте на него внимания. Текст полностью сохра- няет смысл и без него. А.Блох - С л о в а р ь ч а с т о у п о т р е б л я ю щ и х с я т е р м и н о в @@ -813,16 +787,11 @@ Программушек, программушечка - дети программистов. ──────────── ────────────── - - Е щ е о д и н в е с е л ы й с л о в а р и к - Главным образом он любил слова, обычно не встречающиеся в словарях. - Г.К.Лихтенберг - - + Г.Лихтенберг Приходится констатировать, что наш отечественный словарь информатики и вычислительной техники сильно замусорен словами иностранного происхожде- ния, чисто техническими или узкоцеховыми терминами,а то и просто жаргоном. @@ -831,16 +800,16 @@ лее и тому подобное. Нами разработан оригинальный понятийный аппарат, который нагляден, об- разен и легко доступен для понимания. Предлагаем его Вашему вниманию. - Ж е в а л о - Устройство ввода перфокарт - З а в и с а л о - Операционная система + Ж е в а л о - устройство ввода перфокарт + З а в и с а л о - операционная система З а п о м и н а л о - ОЗУ - К а з а л о - Дисплей - К р у т и л о - з а п о м и н а л о - Диск - М о р г а л о - Курсор - Н а ж и м а л о - Клавиатура - П р о б и в а л о - Перфоратор - Р и с о в а л о - Графопостроитель - Р у г а л о - Транслятор - С ч и т а л о - Процессор - Х о д и л о - п р и с т а в а л о - Пользователь + К а з а л о - дисплей + К р у т и л о - з а п о м и н а л о - диск + М о р г а л о - курсор + Н а ж и м а л о - клавиатура + П р о б и в а л о - перфоратор + Р и с о в а л о - графопостроитель + Р у г а л о - транслятор + С ч и т а л о - процессор + Х о д и л о - п р и с т а в а л о - пользователь {{tag> }}