Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
glossary_most_commonly_terms_computer_science:glossary_most_commonly_terms_computer_science [2022-06-01 00:08] GreyWolf |
glossary_most_commonly_terms_computer_science:glossary_most_commonly_terms_computer_science [2022-06-01 21:55] (текущий) GreyWolf |
||
---|---|---|---|
Строка 19: | Строка 19: | ||
</WRAP></WRAP> | </WRAP></WRAP> | ||
+ | ~~NOTOC~~ | ||
- | ~~TOC_HERE~~ | ||
- | FIXME | + | |<100%>| |
+ | ^ [[#А]] ^ [[#Б]] ^ [[#В]] ^ [[#Г]] ^ [[#Д]] ^ [[#Е]] ^ [[#Ж]] ^ [[#З]] ^ [[#И]] ^ [[#К]] ^ [[#Л]] ^ [[#М]] ^ [[#H]] ^ [[#О]] ^ [[#П]] ^ [[#Р]] ^ [[#С]] ^ [[#Т]] ^ [[#У]] ^ [[#Ф]] ^ [[#Х]] ^ [[#Ц]] ^ [[#Ч]] ^ [[#Ш]] ^ [[#Э]] ^ [[#Я]] ^ | ||
====== А ====== | ====== А ====== | ||
Строка 30: | Строка 31: | ||
**Автоматизированная система обучения** — комплекс вычислительных программных средств,позволяющий обучать и проверять знания, полученные учащимися в процессе обучения. | **Автоматизированная система обучения** — комплекс вычислительных программных средств,позволяющий обучать и проверять знания, полученные учащимися в процессе обучения. | ||
- | Автоматизированная система проектирования (САПР) — комплекс математических и технических средств, предназначенных для автоматизации процессов проектирования с участием человека. | + | **Автоматизированная система проектирования (САПР)** — комплекс математических и технических средств, предназначенных для автоматизации процессов проектирования с участием человека. |
**Автоматизированное рабочее место (АРМ)** — рабочее место работника умственного труда или служащего, оборудованное средствами вычислительной техники. Обычно основу АРМ составляет терминал, соединённый с центральной ЭВМ, или персональная ЭВМ. | **Автоматизированное рабочее место (АРМ)** — рабочее место работника умственного труда или служащего, оборудованное средствами вычислительной техники. Обычно основу АРМ составляет терминал, соединённый с центральной ЭВМ, или персональная ЭВМ. | ||
- | **Ада** — язык программирования широкого назначения, созданный на основе языка Паскаль. Разработан в конце 80-х годов во Франции. Характеризуется возможностью программирования задач управления автоматическими устройствами в масштабе реального времени, сборки программ из готовых программных модулей, удобством переноса программ на машины разных типов, управления и синхронизации параллельно протекающих вычислительных процессов. | + | **Ада** — язык программирования широкого назначения, созданный на основе языка Паскаль. Разработан в конце 80–х годов во Франции. Характеризуется возможностью программирования задач управления автоматическими устройствами в масштабе реального времени, сборки программ из готовых программных модулей, удобством переноса программ на машины разных типов, управления и синхронизации параллельно протекающих вычислительных процессов. |
**Адаптер (монитора,принтера)** — блок сопряжения компьютера с внешним устройством. | **Адаптер (монитора,принтера)** — блок сопряжения компьютера с внешним устройством. | ||
Строка 46: | Строка 47: | ||
**Алгоритма дискретность** — свойство алгоритма, означающее, что всякий процесс, определяемый алгоритмом, должен иметь дискретный (прерывистый характер, т.е. представлять собой последовательность выполняемых один за другим отдельных законченных шагов. | **Алгоритма дискретность** — свойство алгоритма, означающее, что всякий процесс, определяемый алгоритмом, должен иметь дискретный (прерывистый характер, т.е. представлять собой последовательность выполняемых один за другим отдельных законченных шагов. | ||
- | **Алгоритма массовость** — свойство алгоритма,позволяющее применить его ко всем задачам рассматриваемого типа при любых исходных данных, а не только к какому-то её отдельному варианту. Например, алгоритм нахождения общего знаменателя двух дробей применим к любым двум дробям; алгоритм вычисления площади трапеции по заданным основаниям и высоте приводит к решению задачи, какая бы ни была трапеция. | + | **Алгоритма массовость** — свойство алгоритма,позволяющее применить его ко всем задачам рассматриваемого типа при любых исходных данных, а не только к какому–то её отдельному варианту. Например, алгоритм нахождения общего знаменателя двух дробей применим к любым двум дробям; алгоритм вычисления площади трапеции по заданным основаниям и высоте приводит к решению задачи, какая бы ни была трапеция. |
**Алгоритма определённость (детерминированность)** — свойство алгоритма,заключающееся в том,что любое указание алгоритма должно быть строго определено и не должно допускать неоднозначного толкования, при этом строго должен быть определён и порядок выполнения указаний алгоритма. | **Алгоритма определённость (детерминированность)** — свойство алгоритма,заключающееся в том,что любое указание алгоритма должно быть строго определено и не должно допускать неоднозначного толкования, при этом строго должен быть определён и порядок выполнения указаний алгоритма. | ||
Строка 54: | Строка 55: | ||
**Алгоритма формальность** — свойство алгоритма,позволяющее любому исполнителю, способному воспринимать и выполнять указания алгоритма (возможно даже,не понимая их смысла), правильно выполнить весь алгоритм. | **Алгоритма формальность** — свойство алгоритма,позволяющее любому исполнителю, способному воспринимать и выполнять указания алгоритма (возможно даже,не понимая их смысла), правильно выполнить весь алгоритм. | ||
- | **Алгоритмический язык** — совокупность обозначений и правил записи, расширяющая общепринятую аpифметико–алгебраическую символику и употребляемая в информатике и вычислительной технике для записи алгоритмов. Эта символика близка к изобразительным средствам таких языков программирования, как алгол-60 и PASCAL, и содержит средства для оформления заголовка алгоритма, указания его аргументов и результатов, описания используемых в нем величин, для записи простых команд (присваивание, вызов вспомогательного алгоритма) и составных команд (цикл, ветвление, выбор). | + | **Алгоритмический язык** — совокупность обозначений и правил записи, расширяющая общепринятую аpифметико–алгебраическую символику и употребляемая в информатике и вычислительной технике для записи алгоритмов. Эта символика близка к изобразительным средствам таких языков программирования, как Алгол-60 и Паскаль, и содержит средства для оформления заголовка алгоритма, указания его аргументов и результатов, описания используемых в нем величин, для записи простых команд (присваивание, вызов вспомогательного алгоритма) и составных команд (цикл, ветвление, выбор). |
**Аpифметико–логическое устройство** — функциональная часть процессора, выполняющая арифметические и логические действия над данными. | **Аpифметико–логическое устройство** — функциональная часть процессора, выполняющая арифметические и логические действия над данными. | ||
Строка 71: | Строка 72: | ||
**База данных** — информация, упорядоченная в виде набора элементов (записей) одинаковой структуры; для обработки записей используются специальные программы, позволяющие упорядочивать записи, делать выборки по указанному правилу; обычно базой данных называют и информацию, и программы её обработки. | **База данных** — информация, упорядоченная в виде набора элементов (записей) одинаковой структуры; для обработки записей используются специальные программы, позволяющие упорядочивать записи, делать выборки по указанному правилу; обычно базой данных называют и информацию, и программы её обработки. | ||
- | **База знаний** — организованная совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний с помощью ЭВМ.Понятие базы знаний появилось в конце 70-х годов ХХ века как распространение понятия базы данных на системы справочной информации, содержащие не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей и правил. | + | **База знаний** — организованная совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний с помощью ЭВМ. Понятие базы знаний появилось в конце 70–х годов ХХ века как распространение понятия базы данных на системы справочной информации, содержащие не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей и правил. |
**Байт** — обрабатываемый как единое целое элемент данных, состоящий из последовательности двоичных разрядов; в микpо–ЭВМ обычно используется восьмибитовый байт. | **Байт** — обрабатываемый как единое целое элемент данных, состоящий из последовательности двоичных разрядов; в микpо–ЭВМ обычно используется восьмибитовый байт. | ||
Строка 82: | Строка 83: | ||
в виде изображения на экране дисплея. | в виде изображения на экране дисплея. | ||
- | **BASIC** — популярный язык программирования высокого уровня, первоначально созданный для целей обучения программированию. Различные версии языка входят в программное обеспечение почти всех микpо-ЭВМ и используются для решения разнообразных задач. Язык имеет относительно простой синтаксис, что облегчает его быстрое освоение. | + | **Бейсик (BASIC)** — популярный язык программирования высокого уровня, первоначально созданный для целей обучения программированию. Различные версии языка входят в программное обеспечение почти всех микpо–ЭВМ и используются для решения разнообразных задач. Язык имеет относительно простой синтаксис, что облегчает его быстрое освоение. |
+ | \\ См. [[basic:basic|]] | ||
**Библиотека в информатике** — организованная совокупность программ или вспомогательных алгоритмов. | **Библиотека в информатике** — организованная совокупность программ или вспомогательных алгоритмов. | ||
Строка 142: | Строка 144: | ||
**Дисковод** — устройство для чтения и записи данных на магнитные диски. | **Дисковод** — устройство для чтения и записи данных на магнитные диски. | ||
- | **Дисплей** — устройство, обеспечивающее визуальное представление цифровой, алфавитно-цифровой и(или) графической информации на экране электронно-лучевой трубки, плазменных панелях, на жидких кристаллах, светодиодах, и т.п. в форме, удобной для оператора. | + | **Дисплей** — устройство, обеспечивающее визуальное представление цифровой, алфавитно–цифровой и(или) графической информации на экране электронно–лучевой трубки, плазменных панелях, на жидких кристаллах, светодиодах, и т.п. в форме, удобной для оператора. |
**Дорожки (Tracks)** — концентрические окружности на диске, на которых хранятся данные. | **Дорожки (Tracks)** — концентрические окружности на диске, на которых хранятся данные. | ||
Строка 152: | Строка 154: | ||
**Ёмкость памяти** — наибольший объем данных, выраженный в единицах информации, который одновременно может храниться в запоминающем устройстве (ЗУ). | **Ёмкость памяти** — наибольший объем данных, выраженный в единицах информации, который одновременно может храниться в запоминающем устройстве (ЗУ). | ||
- | **Е-практикум** - программное средство, поддерживающее школьный курс ОИ и ВТ. Его основное назначение - дать возможность учащемуся строить непосредственно на экране дисплея ЭВМ алгоритмы, составленные на школьном алгоритмическом языке, и наблюдать за их исполнением. | + | **Е-практикум** — программное средство, поддерживающее школьный курс ОИ и ВТ. Его основное назначение — дать возможность учащемуся строить непосредственно на экране дисплея ЭВМ алгоритмы, составленные на школьном алгоритмическом языке, и наблюдать за их исполнением. |
Строка 172: | Строка 174: | ||
**Запоминающее устройство** — устройство, предназначенное для записи,хранения и воспроизведения информации, память ЭВМ. | **Запоминающее устройство** — устройство, предназначенное для записи,хранения и воспроизведения информации, память ЭВМ. | ||
- | **Защита от копирования (Copy-Protection)** — любой способ, направленный на предотвращение создания несанкционированных копий программ. | + | **Защита от копирования (Copy–Protection)** — любой способ, направленный на предотвращение создания несанкционированных копий программ. |
**Значений таблица в программировании** — таблица, которую ведёт исполнитель алгоритма и в которой отмечается последовательность выполнения команд, а также записываются текущие | **Значений таблица в программировании** — таблица, которую ведёт исполнитель алгоритма и в которой отмечается последовательность выполнения команд, а также записываются текущие | ||
Строка 207: | Строка 209: | ||
- Родовое понятие, охватывающее все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ. Основными видами человеческой интеллектуальной деятельности, изучаемыми в информатике, являются: | - Родовое понятие, охватывающее все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ. Основными видами человеческой интеллектуальной деятельности, изучаемыми в информатике, являются: | ||
* математическое моделирование (фиксация результатов познавательного процесса в виде математической модели); | * математическое моделирование (фиксация результатов познавательного процесса в виде математической модели); | ||
- | * алгоритмизация (реализация причинно-следственных связей и других закономерностей в виде направленного процесса обработки информации по формальным правилам); | + | * алгоритмизация (реализация причинно–следственных связей и других закономерностей в виде направленного процесса обработки информации по формальным правилам); |
* программирование (реализация алгоритма на ЭВМ); | * программирование (реализация алгоритма на ЭВМ); | ||
* выполнение вычислительного эксперимента (получение нового знания об изучаемом явлении или объекте с помощью вычислений на ЭВМ); | * выполнение вычислительного эксперимента (получение нового знания об изучаемом явлении или объекте с помощью вычислений на ЭВМ); | ||
* наконец, решение конкретных задач, относящихся к кругу объектов и явлений, описанных исходной моделью. | * наконец, решение конкретных задач, относящихся к кругу объектов и явлений, описанных исходной моделью. | ||
- | **Информатика школьная** — составная часть информатики, которая занимается исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе школ и профессионально-технических училищ. | + | **Информатика школьная** — составная часть информатики, которая занимается исследованием и разработкой программного, технического, учебно–методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе школ и профессионально–технических училищ. |
**Информация** — содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям. | **Информация** — содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям. | ||
Строка 220: | Строка 222: | ||
**Искусственный интеллект** — раздел информатики, изучающий методы, способы и приёмы моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ разумной деятельности человека, связанной с решением задач. | **Искусственный интеллект** — раздел информатики, изучающий методы, способы и приёмы моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ разумной деятельности человека, связанной с решением задач. | ||
- | **Исчезновение порядка** — получение в арифметико-логическом устройстве (АЛУ) результата, который не может быть представлен нормализованным числом без потери значащих цифр. | + | **Исчезновение порядка** — получение в арифметико–логическом устройстве (АЛУ) результата, который не может быть представлен нормализованным числом без потери значащих цифр. |
====== К ====== | ====== К ====== | ||
Строка 230: | Строка 232: | ||
**Клавиатура** — устройство ввода текстов,чисел и управляющей информации в память персонального компьютера; внешне похожа на клавиатуру обычной пишущей машинки, но имеет дополнительные группы клавиш для расширения возможностей управления компьютером. | **Клавиатура** — устройство ввода текстов,чисел и управляющей информации в память персонального компьютера; внешне похожа на клавиатуру обычной пишущей машинки, но имеет дополнительные группы клавиш для расширения возможностей управления компьютером. | ||
- | **Клавиша CTRL (CTRL Key)** — клавиша клавиатуры большинства персональных компьютеров, позволяющая вводить с помощью алфавитно-цифровых клавиш не символы, а управляющие функции. Обычно на ней написано CONTROL или CTRL и она находится у левого края основной клавиатуры. | + | **Клавиша CTRL (CTRL Key)** — клавиша клавиатуры большинства персональных компьютеров, позволяющая вводить с помощью алфавитно–цифровых клавиш не символы, а управляющие функции. Обычно на ней написано CONTROL или CTRL и она находится у левого края основной клавиатуры. |
- | **Клавиша ESC (ESC Key)** - командная клавиша клавиатуры компьютеров. Её функция зависит от того, какой программой она используется; обычно, эту клавишу нажимают, чтобы продолжить работу после какой-либо ошибки или чтобы перекатить одну из выполняемых программой операций. | + | **Клавиша ESC (ESC Key)** — командная клавиша клавиатуры компьютеров. Её функция зависит от того, какой программой она используется; обычно, эту клавишу нажимают, чтобы продолжить работу после какой–либо ошибки или чтобы перекатить одну из выполняемых программой операций. |
**Клавиши управления курсором (Cursor Control Keys)** — четыре клавиши, соответствующие направлениям: вверх, вниз, вправо и влево.В большинстве прикладных программ с их помощью можно перемещать курсор по экрану. | **Клавиши управления курсором (Cursor Control Keys)** — четыре клавиши, соответствующие направлениям: вверх, вниз, вправо и влево.В большинстве прикладных программ с их помощью можно перемещать курсор по экрану. | ||
Строка 264: | Строка 266: | ||
**Линейный алгоритм (программа)** — алгоритм (программа), выполняемый строго последовательно, в порядке записи команд, не имеющей ветвлений и повторений. | **Линейный алгоритм (программа)** — алгоритм (программа), выполняемый строго последовательно, в порядке записи команд, не имеющей ветвлений и повторений. | ||
- | **ЛИСП** — (LISP-сокращение от слов "LISt Processing language",англ."list" — "список","process"-"обрабатывать","language"-"язык"), язык программирования, ориентированный на обработку структурных данных.Разработан в начале 60-х годов в США. Характеризуется однородным синтаксисом, в котором и программа, и её данные выглядят одинаково в виде иерархических списков. Широко распространён как средство программирования сложных логических | + | **ЛИСП** — (LISP — сокращение от слов "LISt Processing language",англ."list" — "список", "process" — "обрабатывать", "language" — "язык"), язык программирования, ориентированный на обработку структурных данных. Разработан в начале 60–х годов в США. Характеризуется однородным синтаксисом, в котором и программа, и её данные выглядят одинаково в виде иерархических списков. Широко распространён как средство программирования сложных логических |
задач, в частности задач искусственного интеллекта. | задач, в частности задач искусственного интеллекта. | ||
Строка 271: | Строка 273: | ||
**Логическое выражение** — выражение, значением которого является одно из двух логических значений: TRUE ("истина") или FALSE(ложь"). | **Логическое выражение** — выражение, значением которого является одно из двух логических значений: TRUE ("истина") или FALSE(ложь"). | ||
- | **ЛОГО** — язык программирования высокого уровня, разработанный в конце 60-х годов Сеймуpом Пейпеpтом (Массачусетский технологический институт) для учебных целей. Графическая система языка ЛОГО особенно пригодна для быстрейшего ознакомления с образом мышления, присущего человеку, работающему с компьютером. ЛОГО — язык программирования, разработанный, в первую очередь для обучения программированию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные характеристики языка ЛОГО: синтаксис, близкий к естественному языку, развитая и интуитивно прозрачная система графических примитивов, приспособленность к интерактивному режиму работы. | + | **Лого** — язык программирования высокого уровня, разработанный в конце 60–х годов Сеймуpом Пейпеpтом (Массачусетский технологический институт) для учебных целей. Графическая система языка Лого особенно пригодна для быстрейшего ознакомления с образом мышления, присущего человеку, работающему с компьютером. Лого — язык программирования, разработанный, в первую очередь для обучения программированию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные характеристики языка Лого: синтаксис, близкий к естественному языку, развитая и интуитивно прозрачная система графических примитивов, приспособленность к интерактивному режиму работы. |
+ | \\ См. [[logo_programming_language:logo_programming_language|]] | ||
**Локальная сеть (Local Area Network)** — комплекс программных и технических средств, объединяющий два или более компьютера и служащий для того,чтобы программа, запущенная с одного | **Локальная сеть (Local Area Network)** — комплекс программных и технических средств, объединяющий два или более компьютера и служащий для того,чтобы программа, запущенная с одного | ||
Строка 308: | Строка 311: | ||
**Машинный код** — двоичный код, в котором по специфичным для данной ЭВМ правилам кодируется её система команд. | **Машинный код** — двоичный код, в котором по специфичным для данной ЭВМ правилам кодируется её система команд. | ||
- | Машинный язык - способ записи программ, допускающий их непосредственное исполнение на ЭВМ. Программа на машинном языке является последовательностью машинных команд. | + | Машинный язык — способ записи программ, допускающий их непосредственное исполнение на ЭВМ. Программа на машинном языке является последовательностью машинных команд. |
**Мегафлоп** — миллион операций в секунду. | **Мегафлоп** — миллион операций в секунду. | ||
Строка 314: | Строка 317: | ||
**Меню** — список альтернатив, появляющихся на экране дисплея и предлагаемых для выбора пользователю. | **Меню** — список альтернатив, появляющихся на экране дисплея и предлагаемых для выбора пользователю. | ||
- | **Метаязык** — язык, средствами которого проводится описание другого языка, называемого языком-объектом. | + | **Метаязык** — язык, средствами которого проводится описание другого языка, называемого языком–объектом. |
**Метка в языках программирования** — символ, служащий именем некоторой команды алгоритма или программы. Обычно метки используются для организации управления в программе (переходах, циклах языка Фоpтpан и т.п.). | **Метка в языках программирования** — символ, служащий именем некоторой команды алгоритма или программы. Обычно метки используются для организации управления в программе (переходах, циклах языка Фоpтpан и т.п.). | ||
Строка 324: | Строка 327: | ||
**Микропрограммирование** — представление машинных команд в виде набора микрокоманд, т.е. реализуемых аппаратно элементарных машинных операций. | **Микропрограммирование** — представление машинных команд в виде набора микрокоманд, т.е. реализуемых аппаратно элементарных машинных операций. | ||
- | **Микропроцессор** — программно-упpавляемое устройство, осуществляющее процесс обработки цифровой информации и управления им, построенное, как правило, на одной или нескольких БИС (СБИС). | + | **Микропроцессор** — программно–управляемое устройство, осуществляющее процесс обработки цифровой информации и управления им, построенное, как правило, на одной или нескольких БИС (СБИС). |
**Микропроцессорная техника** — совокупность технических и программных средств, используемых для построения различных микро–ЭВМ, микропроцессорных устройств и систем. | **Микропроцессорная техника** — совокупность технических и программных средств, используемых для построения различных микро–ЭВМ, микропроцессорных устройств и систем. | ||
Строка 330: | Строка 333: | ||
**Микро–ЭВМ** — ЭВМ, состоящая из микропроцессора,полупроводниковой памяти, средств связи с периферийными устройствами и, при необходимости, пульта управления и источника питания, объединённых общей конструкцией. | **Микро–ЭВМ** — ЭВМ, состоящая из микропроцессора,полупроводниковой памяти, средств связи с периферийными устройствами и, при необходимости, пульта управления и источника питания, объединённых общей конструкцией. | ||
- | **Мини-ЭВМ** — малогабаритная электронная вычислительная машина малой или средней производительности. | + | **Мини–ЭВМ** — малогабаритная электронная вычислительная машина малой или средней производительности. |
- | **МИПС** — (от англ. "Million Instructions Per Second" - "миллион операций в секунду"), единица измерения быстродействия ЭВМ; равна 1 млн. операций в секунду. | + | **МИПС** — (от англ. "Million Instructions Per Second" — "миллион операций в секунду"), единица измерения быстродействия ЭВМ; равна 1 млн. операций в секунду. |
**Мнемоника** — совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования искусственных ассоциаций. | **Мнемоника** — совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования искусственных ассоциаций. | ||
Строка 340: | Строка 343: | ||
**Модель** — общенаучное понятие,означающее как идеальный,так и физический объект, анализ которого или наблюдение за которым позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления, процесса или объекта. | **Модель** — общенаучное понятие,означающее как идеальный,так и физический объект, анализ которого или наблюдение за которым позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления, процесса или объекта. | ||
- | **Модем (Modem)** — устройство для связи компьютеров через телефонную линию. Оно преобразует данные из цифровой формы в звуковые колебания, которые можно передавать через телефонную линию, после чего модем пpеобpазует данные в обратном направлении. Слово "модем" — сокращение от слов "МОДулятор-ДЕМодулятоp". | + | **Модем (Modem)** — устройство для связи компьютеров через телефонную линию. Оно преобразует данные из цифровой формы в звуковые колебания, которые можно передавать через телефонную линию, после чего модем преобразует данные в обратном направлении. Слово "модем" — сокращение от слов "МОДулятор–ДЕМодулятоp". |
**Модуль объектный** — программный модуль, полученный в результате трансляции исходного модуля. | **Модуль объектный** — программный модуль, полученный в результате трансляции исходного модуля. | ||
Строка 354: | Строка 357: | ||
**Мультипрограммирование** — метод одновременного выполнения на одной ЭВМ двух или более программ различных задач или ветвей одной и той же задачи. | **Мультипрограммирование** — метод одновременного выполнения на одной ЭВМ двух или более программ различных задач или ветвей одной и той же задачи. | ||
- | **"Мышь"** — устройство, обычно используемое в видео-играх. Это своеобразное устройство ввода, позволяющее пользователю управлять движением курсора или какого-либо изображения (танка, космического корабля и т.д.) на дисплее. | + | **"Мышь"** — устройство, обычно используемое в видео–играх. Это своеобразное устройство ввода, позволяющее пользователю управлять движением курсора или какого–либо изображения (танка, космического корабля и т.д.) на дисплее. |
====== H ====== | ====== H ====== | ||
- | **Накопитель на гибком магнитном диске (HГМД)** — внешнее ЗУ, в котором носителями информации являются сменяемые гибкие магнитные диски (флоппи-диски). | + | **Накопитель на гибком магнитном диске (HГМД)** — внешнее ЗУ, в котором носителями информации являются сменяемые гибкие магнитные диски (флоппи–диски). |
**Накопитель на жёстком магнитном диске (HЖМД)** — внешнее ЗУ, котором носителем информации служит диск с магнитным покрытием и жёстким основанием (из алюминия или керамики). Обеспечивает большее быстродействие и большую ёмкость памяти, чем накопитель на гибком магнитном диске. | **Накопитель на жёстком магнитном диске (HЖМД)** — внешнее ЗУ, котором носителем информации служит диск с магнитным покрытием и жёстким основанием (из алюминия или керамики). Обеспечивает большее быстродействие и большую ёмкость памяти, чем накопитель на гибком магнитном диске. | ||
Строка 372: | Строка 375: | ||
**Обработка информации** — процесс закономерного изменения представления и содержания информации, осуществляемый в живой, естественной или искусственной системе. | **Обработка информации** — процесс закономерного изменения представления и содержания информации, осуществляемый в живой, естественной или искусственной системе. | ||
- | **Односторонний (Single-Sided)** — термин, характеризующий гибкий диск, на который можно записывать данные только с одной стороны, или дисковод, служащий для чтения таких дисков. | + | **Односторонний (Single–Sided)** — термин, характеризующий гибкий диск, на который можно записывать данные только с одной стороны, или дисковод, служащий для чтения таких дисков. |
**Однокристальная ЭВМ** — микро–ЭВМ, построенная в виде одной БИС или СБИС. | **Однокристальная ЭВМ** — микро–ЭВМ, построенная в виде одной БИС или СБИС. | ||
Строка 407: | Строка 410: | ||
**Отладчик в программировании** — часть системы программирования, способствующая отладке программ. Обеспечивает особый режим исполнения отлаживаемой программы, сопровождаемого выдачей "протокола" её исполнения. | **Отладчик в программировании** — часть системы программирования, способствующая отладке программ. Обеспечивает особый режим исполнения отлаживаемой программы, сопровождаемого выдачей "протокола" её исполнения. | ||
- | **Ошибка ввода-вывода (I/O Error)** — любая ошибка, связанная с выполнением операций ввода-вывода. Наиболее распространённым типом ошибок ввода-вывода являются ошибки при чтении или | + | **Ошибка ввода–вывода (I/O Error)** — любая ошибка, связанная с выполнением операций ввода–вывода. Наиболее распространённым типом ошибок ввода–вывода являются ошибки при чтении или |
при записи данных на диск. | при записи данных на диск. | ||
====== П ====== | ====== П ====== | ||
- | **Пакет прикладных программ (ППП)** — организованная совокупность программ постоянного применения для решения некоторого класса однотипных задач. Простейшим примером ППП является подпрограмма вычисления какой-либо математической функции. Частной задачей из класса в данном случае является задача определения значения функции для заданных значений аргумента. | + | **Пакет прикладных программ (ППП)** — организованная совокупность программ постоянного применения для решения некоторого класса однотипных задач. Простейшим примером ППП является подпрограмма вычисления какой–либо математической функции. Частной задачей из класса в данном случае является задача определения значения функции для заданных значений аргумента. |
**Пакетный режим** — режим последовательного или совместного автоматического исполнения некоторой совокупности программ (пакета), заранее введённых вместе со своими входными данными во внешнюю память ЭВМ. | **Пакетный режим** — режим последовательного или совместного автоматического исполнения некоторой совокупности программ (пакета), заранее введённых вместе со своими входными данными во внешнюю память ЭВМ. | ||
**Память в вычислительной технике** — устройство ЭВМ, предназначенное для хранения обрабатываемой информации. | **Память в вычислительной технике** — устройство ЭВМ, предназначенное для хранения обрабатываемой информации. | ||
- | Устройства памяти состоят из трёх главных частей: //носителя// (информации) - физической среды, непосредственно хранящей информацию, //управления// устройства, выполняющего поиск нужного места на носителе и записывающего или считывающего информацию, и //канала связи// — линии связи памяти с другими устройствами ЭВМ. | + | Устройства памяти состоят из трёх главных частей: //носителя// (информации) — физической среды, непосредственно хранящей информацию, //управления// устройства, выполняющего поиск нужного места на носителе и записывающего или считывающего информацию, и //канала связи// — линии связи памяти с другими устройствами ЭВМ. |
**Память виртуальная(кажущаяся память ЭВМ)** — система запоминающих устройств, организованных таким образом, что программист может рассматривать их как одну большую оперативную память, что существенно упрощает процедуру составления программ для мультипрограммных ЭВМ. | **Память виртуальная(кажущаяся память ЭВМ)** — система запоминающих устройств, организованных таким образом, что программист может рассматривать их как одну большую оперативную память, что существенно упрощает процедуру составления программ для мультипрограммных ЭВМ. | ||
Строка 429: | Строка 432: | ||
**Параллельный интерфейс (Parallel Interface)** — тип интерфейса, в котором все биты одного байта передаются одновременно (параллельно) по разным жилам кабеля. | **Параллельный интерфейс (Parallel Interface)** — тип интерфейса, в котором все биты одного байта передаются одновременно (параллельно) по разным жилам кабеля. | ||
- | **Параметр в программировании** — аргумент или результат алгоритма (процедуры), указываемый в его заголовке. Имя, обозначающее параметр, называется //формальным// параметром. В общем случае запись алгоритма, содержащая формальный параметр, является своего рода заготовкой, приобретающей законченный и подлежащий исполнению вид после текстуальной подстановки на место //фактического// параметра величины, выражения или какой-либо другой конструкции языка. | + | **Параметр в программировании** — аргумент или результат алгоритма (процедуры), указываемый в его заголовке. Имя, обозначающее параметр, называется //формальным// параметром. В общем случае запись алгоритма, содержащая формальный параметр, является своего рода заготовкой, приобретающей законченный и подлежащий исполнению вид после текстуальной подстановки на место //фактического// параметра величины, выражения или какой–либо другой конструкции языка. |
**Паскаль** — процедурный язык программирования высокого уровня, вводящий строгую типизацию данных и переменных, что облегчает обнаружение ошибок,обеспечивает ясную конструкцию и хорошую читаемость программ. | **Паскаль** — процедурный язык программирования высокого уровня, вводящий строгую типизацию данных и переменных, что облегчает обнаружение ошибок,обеспечивает ясную конструкцию и хорошую читаемость программ. | ||
- | В 80-х гг. ХХ века Паскаль получил широкое распространение в качестве языка для персональных ЭВМ. | + | В 80–х гг. ХХ века Паскаль получил широкое распространение в качестве языка для персональных ЭВМ. |
**Переключатель в программировании** — вид команды выбора, в котором возможные варианты продолжения исполнения образуют занумерованную последовательность, а выбор между ними задаётся указанием номера. | **Переключатель в программировании** — вид команды выбора, в котором возможные варианты продолжения исполнения образуют занумерованную последовательность, а выбор между ними задаётся указанием номера. | ||
Строка 438: | Строка 440: | ||
**Переполнение порядка** — превышение размера отведённой для данных памяти. | **Переполнение порядка** — превышение размера отведённой для данных памяти. | ||
- | **Переход в программировании** — команда исполнителю продолжать исполнение алгоритма (программы) с указанного этой командой места. Универсальным способом указания мест перехода в записи алгоритма являются метки команд - имена,помещаемые впереди команды и используемые в качестве её обозначения. Различают безусловные и условные переходы. | + | **Переход в программировании** — команда исполнителю продолжать исполнение алгоритма (программы) с указанного этой командой места. Универсальным способом указания мест перехода в записи алгоритма являются метки команд — имена,помещаемые впереди команды и используемые в качестве её обозначения. Различают безусловные и условные переходы. |
- | **Персональный компьютер** - небольшая по размерам и по стоимости универсальная микро-ЭВМ, предназначенная для индивидуального пользования. | + | **Персональный компьютер** — небольшая по размерам и по стоимости универсальная микро–ЭВМ, предназначенная для индивидуального пользования. |
- | **Печатающее устройство, принтер** - электромеханическое устройство, автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах, лентах или листах в цифровой | + | **Печатающее устройство, принтер** — электромеханическое устройство, автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах, лентах или листах в цифровой |
- | или буквенно-цифpовой форме. | + | или буквенно–цифpовой форме. |
**Печатающее устройство матричного типа** — печатающее устройство для вывода алфавитных и цифровых данных, использующее при формировании символов принцип точечной матрицы размером 5\7 или 7\9 точек. | **Печатающее устройство матричного типа** — печатающее устройство для вывода алфавитных и цифровых данных, использующее при формировании символов принцип точечной матрицы размером 5\7 или 7\9 точек. | ||
Строка 449: | Строка 451: | ||
**Печать в программировании** — команда исполнителю напечатать на внешнем устройстве указанную информацию. | **Печать в программировании** — команда исполнителю напечатать на внешнем устройстве указанную информацию. | ||
- | **ПЛ/1 (Programming Language; англ. program — программа, language — язык)** — многоцелевой универсальный программно-ориентированный язык программирования. Предназначен для программирования широкого круга задач: вычислительных процессов, обработки символьной информации, задач обработки данных, процессов моделирования, решения логических задач и задач в реальном масштабе времени, а также для разработки систем математического обеспечения ЭВМ. | + | **ПЛ/1 (Programming Language; англ. program — программа, language — язык)** — многоцелевой универсальный программно–ориентированный язык программирования. Предназначен для программирования широкого круга задач: вычислительных процессов, обработки символьной информации, задач обработки данных, процессов моделирования, решения логических задач и задач в реальном масштабе времени, а также для разработки систем математического обеспечения ЭВМ. |
**Плавающая запятая, представление чисел с плавающей запятой** — способ записи чисел в позиционной системе счисления с основанием R, при котором число N представляется в виде N = ±R<sup>p</sup>.q, где p — целое число, называемое //порядком// числа N, а p — правильная дробь (1/R│q<1), называемая //мантиссой// числа N. | **Плавающая запятая, представление чисел с плавающей запятой** — способ записи чисел в позиционной системе счисления с основанием R, при котором число N представляется в виде N = ±R<sup>p</sup>.q, где p — целое число, называемое //порядком// числа N, а p — правильная дробь (1/R│q<1), называемая //мантиссой// числа N. | ||
Плавающая запятая является основным способом представления чисел в ЭВМ, т.к.позволяет поддерживать вычисления с сохранением заданного числа значащих цифр в большом диапазоне значений чисел. | Плавающая запятая является основным способом представления чисел в ЭВМ, т.к.позволяет поддерживать вычисления с сохранением заданного числа значащих цифр в большом диапазоне значений чисел. | ||
- | **Плата** — пластина из электроизоляционного материала, предназначенная для монтажа электро- и радио-элементов радиоэлектронного или электротехнического устройства. | + | **Плата** — пластина из электроизоляционного материала, предназначенная для монтажа электро– и радио–элементов радиоэлектронного или электротехнического устройства. |
**PL/M** — (Programming Language for Microprocessors) язык системного программирования для микропроцессоров. Разработан фирмой Intel на базе языка PL/1. | **PL/M** — (Programming Language for Microprocessors) язык системного программирования для микропроцессоров. Разработан фирмой Intel на базе языка PL/1. | ||
Строка 474: | Строка 476: | ||
**Полубайт** — половина байта, или четыре бита, объединённое в логическое целое. | **Полубайт** — половина байта, или четыре бита, объединённое в логическое целое. | ||
- | **Пользователь** — человек, применяющий ЭВМ в своей работе; организация-заказчик, приобретающая ЭВМ в пользование. | + | **Пользователь** — человек, применяющий ЭВМ в своей работе; организация–заказчик, приобретающая ЭВМ в пользование. |
- | **Порт (Port)** — схема, подключённая к одному из разъёмов компьютера. Если к этому разъёму подключить периферийное устройство, то компьютер сможет выполнять операции ввода-вывода с данного порта. | + | **Порт (Port)** — схема, подключённая к одному из разъёмов компьютера. Если к этому разъёму подключить периферийное устройство, то компьютер сможет выполнять операции ввода–вывода с данного порта. |
- | **Порт ввода-вывода** - средство для подключения периферийных устройств к ЭВМ. | + | **Порт ввода–вывода** — средство для подключения периферийных устройств к ЭВМ. |
**Поручитель** — человек или автоматическое устройство, которое поручает исполнителю выполнить алгоритм или программу и сообщает ему для этой цели текст предписания и необходимые исходные данные. | **Поручитель** — человек или автоматическое устройство, которое поручает исполнителю выполнить алгоритм или программу и сообщает ему для этой цели текст предписания и необходимые исходные данные. | ||
Строка 494: | Строка 496: | ||
**Препроцессор** — программа или техническое устройство для подготовки и начальной обработки исходных данных при решении определённых классов задач в САПР. | **Препроцессор** — программа или техническое устройство для подготовки и начальной обработки исходных данных при решении определённых классов задач в САПР. | ||
- | **Прерывание** — операция процессора, состоящая в регистрации состояния процессора, предшествовавшего прерыванию, и установлению нового состояния, т.е. прерывание является реакцией процессора на некоторое событие, происшедшее в процессоре или вне его. Для обработки прерывания процессор содержит в своём устройстве управления специальный регистр прерываний, каждый двоичный разряд которого соответствует одной из возможных причин прерывания. Появления единицы в разряде регистра означает возникновение причин для прерывания. В этом случае процессор завершает выполнение очередной команды, запоминает адрес следующей команды основной программы, а сам переключается на исполнение специальной постоянно находящейся в машине программы обработки данного прерывания. После завершения обработки основная программа продолжает исполняться с запомненной команды. При одно- | + | **Прерывание** — операция процессора, состоящая в регистрации состояния процессора, предшествовавшего прерыванию, и установлению нового состояния, т.е. прерывание является реакцией процессора на некоторое событие, происшедшее в процессоре или вне его. Для обработки прерывания процессор содержит в своём устройстве управления специальный регистр прерываний, каждый двоичный разряд которого соответствует одной из возможных причин прерывания. Появления единицы в разряде регистра означает возникновение причин для прерывания. В этом случае процессор завершает выполнение очередной команды, запоминает адрес следующей команды основной программы, а сам переключается на исполнение специальной постоянно находящейся в машине программы обработки данного прерывания. После завершения обработки основная программа продолжает исполняться с запомненной команды. При одновременном появлении нескольких причин для прерывания срабатывает определённая схема приоритетов, определяющая очерёдность обработки прерываний. |
- | временном появлении нескольких причин для прерывания срабатывает определённая схема приоритетов, определяющая очерёдность обработки прерываний. | + | |
**Прикладное программное обеспечение** — набор программ для решения задач, имеющих прикладной характер. | **Прикладное программное обеспечение** — набор программ для решения задач, имеющих прикладной характер. | ||
- | **Принтер (печатающее устройство)** — электромеханическое устройство, автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах, лентах или листах в цифровой или буквенно-цифpовой форме. | + | **Принтер (печатающее устройство)** — электромеханическое устройство, автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах, лентах или листах в цифровой или буквенно–цифpовой форме. |
**Принцип умолчания** — принятый во многих языках программирования принцип неявного определения свойств, приписываемых объектам языка: если значение некоторого свойства явно не указано и имеется несколько альтернативных значений, которые это свойство может принимать, то одна из альтернатив определяется языком как присваиваемая автоматически, причём в ряде случаев выбор свойства "по умолчанию" зависит также от контекста конструкции, которую это свойство определяет. | **Принцип умолчания** — принятый во многих языках программирования принцип неявного определения свойств, приписываемых объектам языка: если значение некоторого свойства явно не указано и имеется несколько альтернативных значений, которые это свойство может принимать, то одна из альтернатив определяется языком как присваиваемая автоматически, причём в ряде случаев выбор свойства "по умолчанию" зависит также от контекста конструкции, которую это свойство определяет. | ||
Строка 549: | Строка 550: | ||
языке. | языке. | ||
- | **Процессор** — совокупность устройств ЭВМ, выполняющих функции по преобразованию информации. В зависимости от назначения различают центральные, функционально-ориентированные и проблемно-оpиентиpованные процессоры. | + | **Процессор** — совокупность устройств ЭВМ, выполняющих функции по преобразованию информации. В зависимости от назначения различают центральные, функционально–ориентированные и проблемно–оpиентиpованные процессоры. |
**Прямой доступ в память** — метод,позволяющий с большой скоростью осуществлять загрузку данных с периферийного устройства прямо в Оперативное Запоминающее Устройство (ОЗУ). | **Прямой доступ в память** — метод,позволяющий с большой скоростью осуществлять загрузку данных с периферийного устройства прямо в Оперативное Запоминающее Устройство (ОЗУ). | ||
Строка 555: | Строка 556: | ||
**Псевдодиск (Memory Disk, RAM Disk)** — средство, позволяющее пользоваться частью оперативной памяти как диском. | **Псевдодиск (Memory Disk, RAM Disk)** — средство, позволяющее пользоваться частью оперативной памяти как диском. | ||
- | **Псевдокод** — способ описания логики программы, который можно применять вместо блок-схемы. Он занимает промежуточное положение между естественным и машинным языком и позволяет формально изображать логику программы, не заботясь пpи этом о синтаксических тонкостях конкретного языка программирования. | + | **Псевдокод** — способ описания логики программы, который можно применять вместо блок–схемы. Он занимает промежуточное положение между естественным и машинным языком и позволяет формально изображать логику программы, не заботясь пpи этом о синтаксических тонкостях конкретного языка программирования. |
====== Р ====== | ====== Р ====== | ||
- | **РАПИРА (Расширенный Адаптированный Поплан-Интерпретатор,Редактор, Архив)** — учебно-производственный язык программирования. Разработан в начале 80-х | + | **РАПИРА (Расширенный Адаптированный Поплан–Интерпретатор,Редактор, Архив)** — учебно–производственный язык программирования. Разработан в начале 80–х |
годов (в СССР). РАПИРА построен на основе русской лексики. | годов (в СССР). РАПИРА построен на основе русской лексики. | ||
Строка 574: | Строка 575: | ||
**Редактор в программировании** — часть операционной системы ЭВМ, помогающая пользователю вести работу со структурными объектами: строить их, вводить в ЭВМ, подвергать изменениям и воспроизводить на экране дисплея.Для каждого типа структурных объектов (обычных текстов, таблиц, текстов программ, графических объектов) разрабатывается свои редакторы. В персональных ЭВМ преобладают экранные редакторы, в которых работы производится путём прямого воздействия на объект, показываемый в данный момент на экране дисплея. | **Редактор в программировании** — часть операционной системы ЭВМ, помогающая пользователю вести работу со структурными объектами: строить их, вводить в ЭВМ, подвергать изменениям и воспроизводить на экране дисплея.Для каждого типа структурных объектов (обычных текстов, таблиц, текстов программ, графических объектов) разрабатывается свои редакторы. В персональных ЭВМ преобладают экранные редакторы, в которых работы производится путём прямого воздействия на объект, показываемый в данный момент на экране дисплея. | ||
- | **Режим работы в реальном масштабе времени** — режим работы системы, обеспечивающий приём к обработке данных по мере их поступления без каких-либо ограничений и выдачу результатов в требуемые интервалы времени. | + | **Режим работы в реальном масштабе времени** — режим работы системы, обеспечивающий приём к обработке данных по мере их поступления без каких–либо ограничений и выдачу результатов в требуемые интервалы времени. |
**Режим разделения времени** — режим обработки данных, при котором ресурсы вычислительной системы представляются каждому процессу из группы процессов обработки данных, находящихся в вычислительной системе, на интервалы времени, длительность и очерёдность представления которых определяются управляющей программой этой системы с целью обеспечения одновременной работы в интерактивном режиме. | **Режим разделения времени** — режим обработки данных, при котором ресурсы вычислительной системы представляются каждому процессу из группы процессов обработки данных, находящихся в вычислительной системе, на интервалы времени, длительность и очерёдность представления которых определяются управляющей программой этой системы с целью обеспечения одновременной работы в интерактивном режиме. | ||
Строка 594: | Строка 595: | ||
**Речевой вывод** — вывод информации из ЭВМ при помощи звуковых сигналов, имитирующих отдельные слова или фразы. Для подобной имитации используются специальные электронные устройства — синтезаторы речи. | **Речевой вывод** — вывод информации из ЭВМ при помощи звуковых сигналов, имитирующих отдельные слова или фразы. Для подобной имитации используются специальные электронные устройства — синтезаторы речи. | ||
- | **Робик** — учебный язык программирования, предназначенный для младших школьников. Разработан в начале 80-х гг. (в СССР). Робик построен на основе русской лексики (использует предписания, близкие к предложениям русского языка). В языке важную роль играет понятие исполнителя — гипотетического объекта, действующего в некоторой среде и имеющего свою систему предписаний (обычно модель реального объекта,известного учащемуся). | + | **Робик** — учебный язык программирования, предназначенный для младших школьников. Разработан в начале 80–х гг. (в СССР). Робик построен на основе русской лексики (использует предписания, близкие к предложениям русского языка). В языке важную роль играет понятие исполнителя — гипотетического объекта, действующего в некоторой среде и имеющего свою систему предписаний (обычно модель реального объекта,известного учащемуся). |
====== С ====== | ====== С ====== | ||
Строка 616: | Строка 617: | ||
**Серия в программировании** — группа команд алгоритма (программы), записанных подряд и выполняемых в порядке записи. | **Серия в программировании** — группа команд алгоритма (программы), записанных подряд и выполняемых в порядке записи. | ||
- | **Сеть микpо-ЭВМ** - система соединённых между собой и обменивающихся информацией микpо-ЭВМ. | + | **Сеть микpо–ЭВМ** — система соединённых между собой и обменивающихся информацией микpо–ЭВМ. |
- | **Си** — машинно-независимый язык программирования высокого уровня, разработанный для целей переноса программного обеспечения с одной ЭВМ на другую. | + | **Си** — машинно–независимый язык программирования высокого уровня, разработанный для целей переноса программного обеспечения с одной ЭВМ на другую. |
**Синтаксис** — совокупность правил записи сообщений на некотором языке. | **Синтаксис** — совокупность правил записи сообщений на некотором языке. | ||
- | Для языков программирования синтаксис обычно задают специальными математическими средствами — контекстно-свободными грамматиками. | + | Для языков программирования синтаксис обычно задают специальными математическими средствами — контекстно–свободными грамматиками. |
**Система команд** — полный набор всех инструкций, допустимых в машинном языке данной ЭВМ. | **Система команд** — полный набор всех инструкций, допустимых в машинном языке данной ЭВМ. | ||
Строка 671: | Строка 672: | ||
**Супервизор** — часть операционной системы ЭВМ, управляющая последовательностью исполнения программ при работе ЭВМ. | **Супервизор** — часть операционной системы ЭВМ, управляющая последовательностью исполнения программ при работе ЭВМ. | ||
- | **Супеpмикpо-ЭВМ** — 32-pазpядные микpо-ЭВМ, характеризующиеся малыми габаритами, имеющие производительность свыше 1 млн. операций/сек и ёмкость оперативной памяти - единицы Мегабайт. | + | **Супеpмикpо–ЭВМ** — 32–pазpядные микpо–ЭВМ, характеризующиеся малыми габаритами, имеющие производительность свыше 1 млн. операций/сек и ёмкость оперативной памяти — единицы Мегабайт. |
- | **Счётчик команд** - особый регистр в процессоре ЭВМ, в котором по завершении выполнения очередной команды помещается адрес следующей по выполнению команды. | + | **Счётчик команд** — особый регистр в процессоре ЭВМ, в котором по завершении выполнения очередной команды помещается адрес следующей по выполнению команды. |
**Счисления система** — способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами. При записи числа в некоторой системе счисления нижний правый индекс указывает на основание этой системы. | **Счисления система** — способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами. При записи числа в некоторой системе счисления нижний правый индекс указывает на основание этой системы. | ||
Строка 688: | Строка 689: | ||
**Терминал (Terminal)** — клавиатура и дисплей, скомпонованные в одно устройство, обычно подсоединяемое к компьютеру через последовательный интерфейс. | **Терминал (Terminal)** — клавиатура и дисплей, скомпонованные в одно устройство, обычно подсоединяемое к компьютеру через последовательный интерфейс. | ||
- | **Тест** — испытательная программа или процедура действий для проверки правильности какой-либо программы или устройства. | + | **Тест** — испытательная программа или процедура действий для проверки правильности какой–либо программы или устройства. |
**Техническое обеспечение (Hardware)** — материальные части компьютера. | **Техническое обеспечение (Hardware)** — материальные части компьютера. | ||
Строка 694: | Строка 695: | ||
**Тип данных (в программировании)** — форма представления данных в ЭВМ. С каждым типом данных связан набор допустимых операций. | **Тип данных (в программировании)** — форма представления данных в ЭВМ. С каждым типом данных связан набор допустимых операций. | ||
- | **Транслятор, компилятор** - системная программа, выполняющая перевод программы, выраженной на входном языке программирования, в некоторый выходной язык программирования (обычно машинный). | + | **Транслятор, компилятор** — системная программа, выполняющая перевод программы, выраженной на входном языке программирования, в некоторый выходной язык программирования (обычно машинный). |
**Транслятор** — главная часть системы программирования. | **Транслятор** — главная часть системы программирования. | ||
Строка 712: | Строка 713: | ||
**Управляющая структура** — в программировании совокупность взаимосвязанных операторов языка программирования, предназначенная для управления ходом вычислительного процесса в программе. Для программной реализации любого алгоритма, имеющего один вход и один выход и не содержащего бесконечных циклов достаточно трёх базовых управляющих структур: следование, цикл и ветвление. Каждая из этих структур характеризуется наличием только одного входа и только одного выхода. Возможность представления любых алгоритмов с помощью вложенных друг в друга структур следования, цикла и ветвления составляет основу метода структурного программирования. | **Управляющая структура** — в программировании совокупность взаимосвязанных операторов языка программирования, предназначенная для управления ходом вычислительного процесса в программе. Для программной реализации любого алгоритма, имеющего один вход и один выход и не содержащего бесконечных циклов достаточно трёх базовых управляющих структур: следование, цикл и ветвление. Каждая из этих структур характеризуется наличием только одного входа и только одного выхода. Возможность представления любых алгоритмов с помощью вложенных друг в друга структур следования, цикла и ветвления составляет основу метода структурного программирования. | ||
- | **Условие** — запись утверждения о свойствах объектов, с которыми работает алгоритм (программа). С математической точки зрения условием может быть любая формула исчисления предикатов, истинная или ложная, в зависимости от значений входящих в неё в качестве аргументов свободных переменных. Во многих языках программирования условия трактуются как логические выражения, принимающие два значения: истина и ложь (true и false). При такой трактовке в качестве условий могут также использоваться вызовы процедур-функций, принимающих логические значения. | + | **Условие** — запись утверждения о свойствах объектов, с которыми работает алгоритм (программа). С математической точки зрения условием может быть любая формула исчисления предикатов, истинная или ложная, в зависимости от значений входящих в неё в качестве аргументов свободных переменных. Во многих языках программирования условия трактуются как логические выражения, принимающие два значения: истина и ложь (true и false). При такой трактовке в качестве условий могут также использоваться вызовы процедур–функций, принимающих логические значения. |
- | **Устройство ввода-вывода** — устройство, обеспечивающее обмен данными между оперативной памятью ЭВМ и периферийным устройством. | + | **Устройство ввода–вывода** — устройство, обеспечивающее обмен данными между оперативной памятью ЭВМ и периферийным устройством. |
**Устройство управления (УУ)** — функциональная часть процессора, осуществляющая управление в процессоре. | **Устройство управления (УУ)** — функциональная часть процессора, осуществляющая управление в процессоре. | ||
Строка 738: | Строка 739: | ||
**Форматирование (Formatting)** — процесс нанесения разметки на пустой диск для подготовки его к использованию. | **Форматирование (Formatting)** — процесс нанесения разметки на пустой диск для подготовки его к использованию. | ||
- | **Фоpт** — язык программирования для микpо-ЭВМ. Программы на языке Фоpт записываются в польской инверсной записи и работают со стеком. Достоинствами языка являются простота реализации и неограниченная расширяемость. | + | **Форт** — язык программирования для микpо–ЭВМ. Программы на языке Форт записываются в польской инверсной записи и работают со стеком. Достоинствами языка являются простота реализации и неограниченная расширяемость. |
- | **ФОРТРАH** — процедурно-оpиентиpованный язык программирования, предназначенный для формализованной записи алгоритмов решения математических задач. | + | **Фортран** — процедурно–оpиентиpованный язык программирования, предназначенный для формализованной записи алгоритмов решения математических задач. |
**Функция в программировании** — вспомогательный алгоритм (программа), вычисляющий некоторое значение как функцию своих аргументов. | **Функция в программировании** — вспомогательный алгоритм (программа), вычисляющий некоторое значение как функцию своих аргументов. | ||
Строка 754: | Строка 755: | ||
**Цепочка** — последовательность //литер// или //битов// (литерная или битовая цепочка). В языках программирования литералы, изображающие значения цепочки, выделяются обычно с помощью разного рода кавычек. | **Цепочка** — последовательность //литер// или //битов// (литерная или битовая цепочка). В языках программирования литералы, изображающие значения цепочки, выделяются обычно с помощью разного рода кавычек. | ||
- | К важнейшим операциям над цепочками относятся: сцепка (конкатенация);выделение под-цепочки или отдельного её звена (литеры или бита) по индексам; сравнение по правилам лексикографической упорядоченности; определение длины цепочки. Литерные цепочки используются используются для обработки текстовых данных, в частности для осуществления их ввода и вывода. | + | К важнейшим операциям над цепочками относятся: сцепка (конкатенация);выделение под–цепочки или отдельного её звена (литеры или бита) по индексам; сравнение по правилам лексикографической упорядоченности; определение длины цепочки. Литерные цепочки используются используются для обработки текстовых данных, в частности для осуществления их ввода и вывода. |
**Цикл в программировании** — команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд. | **Цикл в программировании** — команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд. | ||
Строка 786: | Строка 787: | ||
**Электронная почта (Electronic Mail, e-mail )** — средство, позволяющее посылать сообщения другим пользователям, указав их "адрес" и введя это сообщение с клавиатуры компьютера. Адресат получит сообщение, когда начнёт работу на своём компьютере. | **Электронная почта (Electronic Mail, e-mail )** — средство, позволяющее посылать сообщения другим пользователям, указав их "адрес" и введя это сообщение с клавиатуры компьютера. Адресат получит сообщение, когда начнёт работу на своём компьютере. | ||
- | **Электронная таблица** — пакет прикладных программ для персональных ЭВМ, позволяющий производить вычисления над данными, образующими крупноформатную прямоугольную таблицу. В основе разработки электронных таблиц лежит тот факт, что значительная часть информационно-вычислительной работы, выполняемой людьми, состоит в ведении таблиц с поименованными или занумерованными строками и столбцами (классный журнал, платёжная ведомость, математическая таблица, расписание занятий, торговая накладная и т.п.). Электронная таблица создаёт удобную программную обстановку для работы со всем разнообразием подобного рода документов. Электронная таблица содержит средства воспроизведения таблицы на экране дисплея,в том числе по частям, а также именования его строк и столбцов. С каждой позицией таблицы может быть связана расчётная формула, по которой определяется содержимое позиции. Многие вспомогательные действия по графическому оформлению таблицы, по суммированию её элементов,по её выводу на печать и т.п. выполняются в электронной таблице автоматически. | + | **Электронная таблица** — пакет прикладных программ для персональных ЭВМ, позволяющий производить вычисления над данными, образующими крупноформатную прямоугольную таблицу. В основе разработки электронных таблиц лежит тот факт, что значительная часть информационно–вычислительной работы, выполняемой людьми, состоит в ведении таблиц с поименованными или занумерованными строками и столбцами (классный журнал, платёжная ведомость, математическая таблица, расписание занятий, торговая накладная и т.п.). Электронная таблица создаёт удобную программную обстановку для работы со всем разнообразием подобного рода документов. Электронная таблица содержит средства воспроизведения таблицы на экране дисплея,в том числе по частям, а также именования его строк и столбцов. С каждой позицией таблицы может быть связана расчётная формула, по которой определяется содержимое позиции. Многие вспомогательные действия по графическому оформлению таблицы, по суммированию её элементов,по её выводу на печать и т.п. выполняются в электронной таблице автоматически. |
**Эмулятор** — аппаратные или микропрограммные средства для выполнения программ, записанных в системе команд другой ЭВМ. | **Эмулятор** — аппаратные или микропрограммные средства для выполнения программ, записанных в системе команд другой ЭВМ. | ||
Строка 800: | Строка 801: | ||
**Язык высокого уровня** — язык программирования, средства которого допускают описание проблемы в наглядном легко воспринимаемом виде. | **Язык высокого уровня** — язык программирования, средства которого допускают описание проблемы в наглядном легко воспринимаемом виде. | ||
- | **Язык машинно-ориентированный** — язык программирования, который по типам данных и алгоритмической структуре отражает структуру некоторой ЭВМ или класса ЭВМ, но в то же время обладает рядом характеристик, упрощающих и автоматизирующих процесс программирования. Язык позволяет писать программы, не уступающие по эффективности программам, написанным непосредственно в командах машины. Используется преимущественно в системном программировании. | + | **Язык машинно–ориентированный** — язык программирования, который по типам данных и алгоритмической структуре отражает структуру некоторой ЭВМ или класса ЭВМ, но в то же время обладает рядом характеристик, упрощающих и автоматизирующих процесс программирования. Язык позволяет писать программы, не уступающие по эффективности программам, написанным непосредственно в командах машины. Используется преимущественно в системном программировании. |
**Язык машинный** — формальный язык для описания решения задачи, содержание и правила которого реализуются аппаратными средствами конкретной ЭВМ. Программа, переведённая на машинный язык, содержит вполне определённые команды для выполнения каждой операции. Иногда машинным языком также называют систему команд ЭВМ. | **Язык машинный** — формальный язык для описания решения задачи, содержание и правила которого реализуются аппаратными средствами конкретной ЭВМ. Программа, переведённая на машинный язык, содержит вполне определённые команды для выполнения каждой операции. Иногда машинным языком также называют систему команд ЭВМ. | ||
- | **Язык проблемно-ориентированный** — язык программирования, определяющий задание для ЭВМ в терминах функций, которые надо выполнить без подробной детализации шагов, посредством которых | + | **Язык проблемно–ориентированный** — язык программирования, определяющий задание для ЭВМ в терминах функций, которые надо выполнить без подробной детализации шагов, посредством которых |
- | можно реализовать эти функции. Примерами данного языка являются языки различных пакетов прикладных программ, языки запросов информационно-поисковых систем и дp. | + | можно реализовать эти функции. Примерами данного языка являются языки различных пакетов прикладных программ, языки запросов информационно–поисковых систем и дp. |
**Язык программирования** — формальный язык представления программ или их частей в рамках одной или многих систем программирования. Число "живых", т.е. употребляемых ныне, языков программирования измеряется сотнями. В связи с исполнителем принято различать //машинные// языки и языки программирования //высокого уровня//. | **Язык программирования** — формальный язык представления программ или их частей в рамках одной или многих систем программирования. Число "живых", т.е. употребляемых ныне, языков программирования измеряется сотнями. В связи с исполнителем принято различать //машинные// языки и языки программирования //высокого уровня//. | ||
- | \\ По характеру семантики (т.е. модели вычислительного процесса) в языках программирования можно выделить два основных наклонения — повелительное (императивное, представленное операторами, командами, предписаниями) и изъявительное (декларативное, описательное). В одних языках программирования преобладает описание действий, алгоритма, т.е. того, как получить результат. Такие языки называют //императивными//, //процедурными//, //алгоритмическими// , например, FORTRAN, BASIC, АЛГОЛ, ПЛ/1, Pascal. Другие языки программирования предполагают не только построение (вычисление) результата, сколько описание (декларацию его | + | \\ По характеру семантики (т.е. модели вычислительного процесса) в языках программирования можно выделить два основных наклонения — повелительное (императивное, представленное операторами, командами, предписаниями) и изъявительное (декларативное, описательное). В одних языках программирования преобладает описание действий, алгоритма, т.е. того, как получить результат. Такие языки называют //императивными//, //процедурными//, //алгоритмическими// , например, Фортран, Бейсик, АЛГОЛ, ПЛ/1, Паскаль. Другие языки программирования предполагают не только построение (вычисление) результата, сколько описание (декларацию его |
- | свойств, т.е. каков искомый объект; на основе этой информации система программирования сама должна построить алгоритм. Такие языки называют //декларативными// , //непроцедурными// , //проблемно-ориентированными//; языками отношений, спецификаций, формулировки задачи, языками искусственного интеллекта, автоматического программирования, синтеза алгоритмов. | + | свойств, т.е. каков искомый объект; на основе этой информации система программирования сама должна построить алгоритм. Такие языки называют //декларативными// , //непроцедурными// , //проблемно–ориентированными//; языками отношений, спецификаций, формулировки задачи, языками искусственного интеллекта, автоматического программирования, синтеза алгоритмов. |
- | **Язык пpоцедурно-ориентированный** — язык программирования, предназначенный для описания алгоритмов решения определённого класса задач. С помощью данного языка специалисты в некоторой области применения ЭВМ могут формулировать задание для ЭВМ в терминах, близких к их профессиональному разговору, но в то же время указывая конкретные шаги, которые необходимо выполнить для решения задачи, в противоположность проблемно-ориентированным языкам, определяющим задачу на функциональном уровне, не вдаваясь в подробную детализацию шагов, необходимых для выполнения указанной функции. Примерами процедурно–ориентированного языка являются FORTRAN, ALGOL-60, PL/1, COBOL. | + | **Язык пpоцедурно–ориентированный** — язык программирования, предназначенный для описания алгоритмов решения определённого класса задач. С помощью данного языка специалисты в некоторой области применения ЭВМ могут формулировать задание для ЭВМ в терминах, близких к их профессиональному разговору, но в то же время указывая конкретные шаги, которые необходимо выполнить для решения задачи, в противоположность проблемно–ориентированным языкам, определяющим задачу на функциональном уровне, не вдаваясь в подробную детализацию шагов, необходимых для выполнения указанной функции. Примерами процедурно–ориентированного языка являются Фортран, ALGOL-60, PL/1, COBOL. |
**Ячейка памяти** — вместилище порции информации в памяти ЭВМ, доступной для обработки отдельной командой. Обычно имеет фиксированный для данной ЭВМ размер, исчисляемый в битах или байтах. Стандартными размерами ячейки для современных ЭВМ в зависимости от их класса являются 8, 16, 32 и 64 бит. Содержимое ячейки памяти называется машинным словом. | **Ячейка памяти** — вместилище порции информации в памяти ЭВМ, доступной для обработки отдельной командой. Обычно имеет фиксированный для данной ЭВМ размер, исчисляемый в битах или байтах. Стандартными размерами ячейки для современных ЭВМ в зависимости от их класса являются 8, 16, 32 и 64 бит. Содержимое ячейки памяти называется машинным словом. |