Инструменты пользователя

Инструменты сайта


glossary_most_commonly_terms_computer_science:glossary_most_commonly_terms_computer_science

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
glossary_most_commonly_terms_computer_science:glossary_most_commonly_terms_computer_science [2022-06-01 00:08]
GreyWolf
glossary_most_commonly_terms_computer_science:glossary_most_commonly_terms_computer_science [2022-06-01 21:55] (текущий)
GreyWolf
Строка 19: Строка 19:
 </​WRAP></​WRAP>​ </​WRAP></​WRAP>​
  
 +~~NOTOC~~
  
-~~TOC_HERE~~ 
  
-FIXME+|<​100%>​| 
 +^  [[#​А]] ​ ^  [[#​Б]] ​ ^  [[#​В]] ​ ^  [[#​Г]] ​ ^  [[#​Д]] ​ ^  [[#​Е]] ​ ^  [[#​Ж]] ​ ^  [[#​З]] ​ ^  [[#​И]] ​ ^  [[#​К]] ​ ^  [[#​Л]] ​ ^  [[#​М]] ​ ^  [[#​H]] ​ ^  [[#​О]] ​ ^  [[#​П]] ​ ^  [[#​Р]] ​ ^  [[#​С]] ​ ^  [[#​Т]] ​ ^  [[#​У]] ​ ^  [[#​Ф]] ​ ^  [[#​Х]] ​ ^  [[#​Ц]] ​ ^  [[#​Ч]] ​ ^  [[#​Ш]] ​ ^  [[#​Э]] ​ ^  [[#​Я]] ​ ^
  
 ====== А ====== ====== А ======
Строка 30: Строка 31:
 **Автоматизированная система обучения** — комплекс вычислительных программных средств,​позволяющий обучать и проверять знания,​ полученные учащимися в процессе обучения. **Автоматизированная система обучения** — комплекс вычислительных программных средств,​позволяющий обучать и проверять знания,​ полученные учащимися в процессе обучения.
  
-Автоматизированная система проектирования (САПР) — комплекс математических и технических средств,​ предназначенных для автоматизации процессов проектирования с участием человека.+**Автоматизированная система проектирования (САПР)** — комплекс математических и технических средств,​ предназначенных для автоматизации процессов проектирования с участием человека.
  
 **Автоматизированное рабочее место (АРМ)** — рабочее место работника умственного труда или служащего,​ оборудованное средствами вычислительной техники. Обычно основу АРМ составляет терминал,​ соединённый с центральной ЭВМ, или персональная ЭВМ. **Автоматизированное рабочее место (АРМ)** — рабочее место работника умственного труда или служащего,​ оборудованное средствами вычислительной техники. Обычно основу АРМ составляет терминал,​ соединённый с центральной ЭВМ, или персональная ЭВМ.
  
-**Ада** — язык программирования широкого назначения,​ созданный на основе языка Паскаль. Разработан в конце 80-х годов во Франции. Характеризуется возможностью программирования задач управления автоматическими устройствами в масштабе реального времени,​ сборки программ из готовых программных модулей,​ удобством переноса программ на машины разных типов, управления и синхронизации параллельно протекающих вычислительных процессов.+**Ада** — язык программирования широкого назначения,​ созданный на основе языка Паскаль. Разработан в конце 80х годов во Франции. Характеризуется возможностью программирования задач управления автоматическими устройствами в масштабе реального времени,​ сборки программ из готовых программных модулей,​ удобством переноса программ на машины разных типов, управления и синхронизации параллельно протекающих вычислительных процессов.
  
 **Адаптер (монитора,​принтера)** — блок сопряжения компьютера с внешним устройством. **Адаптер (монитора,​принтера)** — блок сопряжения компьютера с внешним устройством.
Строка 46: Строка 47:
 **Алгоритма дискретность** — свойство алгоритма,​ означающее,​ что всякий процесс,​ определяемый алгоритмом,​ должен иметь дискретный (прерывистый характер,​ т.е. представлять собой последовательность выполняемых один за другим отдельных законченных шагов. **Алгоритма дискретность** — свойство алгоритма,​ означающее,​ что всякий процесс,​ определяемый алгоритмом,​ должен иметь дискретный (прерывистый характер,​ т.е. представлять собой последовательность выполняемых один за другим отдельных законченных шагов.
  
-**Алгоритма массовость** — свойство алгоритма,​позволяющее применить его ко всем задачам рассматриваемого типа при любых исходных данных,​ а не только к какому-то её отдельному варианту. Например,​ алгоритм нахождения общего знаменателя двух дробей применим к любым двум дробям;​ алгоритм вычисления площади трапеции по заданным основаниям и высоте приводит к решению задачи,​ какая бы ни была трапеция.+**Алгоритма массовость** — свойство алгоритма,​позволяющее применить его ко всем задачам рассматриваемого типа при любых исходных данных,​ а не только к какомуто её отдельному варианту. Например,​ алгоритм нахождения общего знаменателя двух дробей применим к любым двум дробям;​ алгоритм вычисления площади трапеции по заданным основаниям и высоте приводит к решению задачи,​ какая бы ни была трапеция.
  
 **Алгоритма определённость (детерминированность)** — свойство алгоритма,​заключающееся в том,​что любое указание алгоритма должно быть строго определено и не должно допускать неоднозначного толкования,​ при этом строго должен быть определён и порядок выполнения указаний алгоритма. **Алгоритма определённость (детерминированность)** — свойство алгоритма,​заключающееся в том,​что любое указание алгоритма должно быть строго определено и не должно допускать неоднозначного толкования,​ при этом строго должен быть определён и порядок выполнения указаний алгоритма.
Строка 54: Строка 55:
 **Алгоритма формальность** — свойство алгоритма,​позволяющее любому исполнителю,​ способному воспринимать и выполнять указания алгоритма (возможно даже,​не понимая их смысла),​ правильно выполнить весь алгоритм. **Алгоритма формальность** — свойство алгоритма,​позволяющее любому исполнителю,​ способному воспринимать и выполнять указания алгоритма (возможно даже,​не понимая их смысла),​ правильно выполнить весь алгоритм.
  
-**Алгоритмический язык** — совокупность обозначений и правил записи,​ расширяющая общепринятую аpифметико–алгебраическую символику и употребляемая в информатике и вычислительной технике для записи алгоритмов. Эта символика близка к изобразительным средствам таких языков программирования,​ как ​алгол-60 и PASCAL, и содержит средства для оформления заголовка алгоритма,​ указания его аргументов и результатов,​ описания используемых в нем величин,​ для записи простых команд (присваивание,​ вызов вспомогательного алгоритма) и составных команд (цикл, ветвление,​ выбор).+**Алгоритмический язык** — совокупность обозначений и правил записи,​ расширяющая общепринятую аpифметико–алгебраическую символику и употребляемая в информатике и вычислительной технике для записи алгоритмов. Эта символика близка к изобразительным средствам таких языков программирования,​ как ​Алгол-60 и Паскаль, и содержит средства для оформления заголовка алгоритма,​ указания его аргументов и результатов,​ описания используемых в нем величин,​ для записи простых команд (присваивание,​ вызов вспомогательного алгоритма) и составных команд (цикл, ветвление,​ выбор).
  
 **Аpифметико–логическое устройство** — функциональная часть процессора,​ выполняющая арифметические и логические действия над данными. **Аpифметико–логическое устройство** — функциональная часть процессора,​ выполняющая арифметические и логические действия над данными.
Строка 71: Строка 72:
 **База данных** — информация,​ упорядоченная в виде набора элементов (записей) одинаковой структуры;​ для обработки записей используются специальные программы,​ позволяющие упорядочивать записи,​ делать выборки по указанному правилу;​ обычно базой данных называют и информацию,​ и программы её обработки. **База данных** — информация,​ упорядоченная в виде набора элементов (записей) одинаковой структуры;​ для обработки записей используются специальные программы,​ позволяющие упорядочивать записи,​ делать выборки по указанному правилу;​ обычно базой данных называют и информацию,​ и программы её обработки.
  
-**База знаний** — организованная совокупность знаний,​ представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний с помощью ЭВМ.Понятие базы знаний появилось в конце 70-х годов ХХ века как распространение понятия базы данных на системы справочной информации,​ содержащие не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей и правил.+**База знаний** — организованная совокупность знаний,​ представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний с помощью ЭВМ. Понятие базы знаний появилось в конце 70х годов ХХ века как распространение понятия базы данных на системы справочной информации,​ содержащие не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей и правил.
  
 **Байт** — обрабатываемый как единое целое элемент данных,​ состоящий из последовательности двоичных разрядов;​ в микpо–ЭВМ обычно используется восьмибитовый байт. **Байт** — обрабатываемый как единое целое элемент данных,​ состоящий из последовательности двоичных разрядов;​ в микpо–ЭВМ обычно используется восьмибитовый байт.
Строка 82: Строка 83:
 в виде изображения на экране дисплея. в виде изображения на экране дисплея.
  
-**BASIC** — популярный язык программирования высокого уровня,​ первоначально созданный для целей обучения программированию. Различные версии языка входят в программное обеспечение почти всех микpо-ЭВМ и используются для решения разнообразных задач. Язык имеет относительно простой синтаксис,​ что облегчает его быстрое освоение.+**Бейсик (BASIC)** — популярный язык программирования высокого уровня,​ первоначально созданный для целей обучения программированию. Различные версии языка входят в программное обеспечение почти всех микpоЭВМ и используются для решения разнообразных задач. Язык имеет относительно простой синтаксис,​ что облегчает его быстрое освоение. 
 +\\ См. [[basic:​basic|]]
  
 **Библиотека в информатике** — организованная совокупность программ или вспомогательных алгоритмов. **Библиотека в информатике** — организованная совокупность программ или вспомогательных алгоритмов.
Строка 142: Строка 144:
 **Дисковод** — устройство для чтения и записи данных на магнитные диски. **Дисковод** — устройство для чтения и записи данных на магнитные диски.
  
-**Дисплей** — устройство,​ обеспечивающее визуальное представление цифровой,​ алфавитно-цифровой и(или) графической информации на экране электронно-лучевой трубки,​ плазменных панелях,​ на жидких кристаллах,​ светодиодах,​ и т.п. в форме, удобной для оператора.+**Дисплей** — устройство,​ обеспечивающее визуальное представление цифровой,​ алфавитноцифровой и(или) графической информации на экране электроннолучевой трубки,​ плазменных панелях,​ на жидких кристаллах,​ светодиодах,​ и т.п. в форме, удобной для оператора.
  
 **Дорожки (Tracks)** — концентрические окружности на диске, на которых хранятся данные. **Дорожки (Tracks)** — концентрические окружности на диске, на которых хранятся данные.
Строка 152: Строка 154:
 **Ёмкость памяти** — наибольший объем данных,​ выраженный в единицах информации,​ который одновременно может храниться в запоминающем устройстве (ЗУ). **Ёмкость памяти** — наибольший объем данных,​ выраженный в единицах информации,​ который одновременно может храниться в запоминающем устройстве (ЗУ).
  
-**Е-практикум** ​программное средство,​ поддерживающее школьный курс ОИ и ВТ. Его основное назначение ​дать возможность учащемуся строить непосредственно на экране дисплея ЭВМ алгоритмы,​ составленные на школьном алгоритмическом языке, и наблюдать за их исполнением.+**Е-практикум** ​— программное средство,​ поддерживающее школьный курс ОИ и ВТ. Его основное назначение ​— дать возможность учащемуся строить непосредственно на экране дисплея ЭВМ алгоритмы,​ составленные на школьном алгоритмическом языке, и наблюдать за их исполнением.
  
  
Строка 172: Строка 174:
 **Запоминающее устройство** — устройство,​ предназначенное для записи,​хранения и воспроизведения информации,​ память ЭВМ. **Запоминающее устройство** — устройство,​ предназначенное для записи,​хранения и воспроизведения информации,​ память ЭВМ.
  
-**Защита от копирования (Copy-Protection)** — любой способ,​ направленный на предотвращение создания несанкционированных копий программ.+**Защита от копирования (CopyProtection)** — любой способ,​ направленный на предотвращение создания несанкционированных копий программ.
  
 **Значений таблица в программировании** — таблица,​ которую ведёт исполнитель алгоритма и в которой отмечается последовательность выполнения команд,​ а также записываются текущие **Значений таблица в программировании** — таблица,​ которую ведёт исполнитель алгоритма и в которой отмечается последовательность выполнения команд,​ а также записываются текущие
Строка 207: Строка 209:
   - Родовое понятие,​ охватывающее все виды человеческой деятельности,​ связанные с применением ЭВМ. Основными видами человеческой интеллектуальной деятельности,​ изучаемыми в информатике,​ являются:​   - Родовое понятие,​ охватывающее все виды человеческой деятельности,​ связанные с применением ЭВМ. Основными видами человеческой интеллектуальной деятельности,​ изучаемыми в информатике,​ являются:​
     * математическое моделирование (фиксация результатов познавательного процесса в виде математической модели);​     * математическое моделирование (фиксация результатов познавательного процесса в виде математической модели);​
-    * алгоритмизация (реализация причинно-следственных связей и других закономерностей в виде направленного процесса обработки информации по формальным правилам);​+    * алгоритмизация (реализация причинноследственных связей и других закономерностей в виде направленного процесса обработки информации по формальным правилам);​
     * программирование (реализация алгоритма на ЭВМ);     * программирование (реализация алгоритма на ЭВМ);
     * выполнение вычислительного эксперимента (получение нового знания об изучаемом явлении или объекте с помощью вычислений на ЭВМ);     * выполнение вычислительного эксперимента (получение нового знания об изучаемом явлении или объекте с помощью вычислений на ЭВМ);
     * наконец,​ решение конкретных задач, относящихся к кругу объектов и явлений,​ описанных исходной моделью.     * наконец,​ решение конкретных задач, относящихся к кругу объектов и явлений,​ описанных исходной моделью.
  
-**Информатика школьная** — составная часть информатики,​ которая занимается исследованием и разработкой программного,​ технического,​ учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе школ и профессионально-технических училищ.+**Информатика школьная** — составная часть информатики,​ которая занимается исследованием и разработкой программного,​ технического,​ учебнометодического и организационного обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе школ и профессиональнотехнических училищ.
  
 **Информация** — содержание сообщения или сигнала,​ сведения,​ рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия;​ одна из исходных общенаучных категорий,​ отражающая структуру материи и способы её познания,​ несводимая к другим,​ более простым понятиям. **Информация** — содержание сообщения или сигнала,​ сведения,​ рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия;​ одна из исходных общенаучных категорий,​ отражающая структуру материи и способы её познания,​ несводимая к другим,​ более простым понятиям.
Строка 220: Строка 222:
 **Искусственный интеллект** — раздел информатики,​ изучающий методы,​ способы и приёмы моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ разумной деятельности человека,​ связанной с решением задач. **Искусственный интеллект** — раздел информатики,​ изучающий методы,​ способы и приёмы моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ разумной деятельности человека,​ связанной с решением задач.
  
-**Исчезновение порядка** — получение в арифметико-логическом устройстве (АЛУ) результата,​ который не может быть представлен нормализованным числом без потери значащих цифр.+**Исчезновение порядка** — получение в арифметикологическом устройстве (АЛУ) результата,​ который не может быть представлен нормализованным числом без потери значащих цифр.
  
 ====== К ====== ====== К ======
Строка 230: Строка 232:
 **Клавиатура** — устройство ввода текстов,​чисел и управляющей информации в память персонального компьютера;​ внешне похожа на клавиатуру обычной пишущей машинки,​ но имеет дополнительные группы клавиш для расширения возможностей управления компьютером. **Клавиатура** — устройство ввода текстов,​чисел и управляющей информации в память персонального компьютера;​ внешне похожа на клавиатуру обычной пишущей машинки,​ но имеет дополнительные группы клавиш для расширения возможностей управления компьютером.
  
-**Клавиша CTRL (CTRL Key)** — клавиша клавиатуры большинства персональных компьютеров,​ позволяющая вводить с помощью алфавитно-цифровых клавиш не символы,​ а управляющие функции. Обычно на ней написано CONTROL или CTRL и она находится у левого края основной клавиатуры.+**Клавиша CTRL (CTRL Key)** — клавиша клавиатуры большинства персональных компьютеров,​ позволяющая вводить с помощью алфавитноцифровых клавиш не символы,​ а управляющие функции. Обычно на ней написано CONTROL или CTRL и она находится у левого края основной клавиатуры.
  
-**Клавиша ESC (ESC Key)** ​командная клавиша клавиатуры компьютеров. Её функция зависит от того, какой программой она используется;​ обычно,​ эту клавишу нажимают,​ чтобы продолжить работу после какой-либо ошибки или чтобы перекатить одну из выполняемых программой операций.+**Клавиша ESC (ESC Key)** ​— командная клавиша клавиатуры компьютеров. Её функция зависит от того, какой программой она используется;​ обычно,​ эту клавишу нажимают,​ чтобы продолжить работу после какойлибо ошибки или чтобы перекатить одну из выполняемых программой операций.
  
 **Клавиши управления курсором (Cursor Control Keys)** — четыре клавиши,​ соответствующие направлениям:​ вверх, вниз, вправо и влево.В большинстве прикладных программ с их помощью можно перемещать курсор по экрану. **Клавиши управления курсором (Cursor Control Keys)** — четыре клавиши,​ соответствующие направлениям:​ вверх, вниз, вправо и влево.В большинстве прикладных программ с их помощью можно перемещать курсор по экрану.
Строка 264: Строка 266:
 **Линейный алгоритм (программа)** — алгоритм (программа),​ выполняемый строго последовательно,​ в порядке записи команд,​ не имеющей ветвлений и повторений. **Линейный алгоритм (программа)** — алгоритм (программа),​ выполняемый строго последовательно,​ в порядке записи команд,​ не имеющей ветвлений и повторений.
  
-**ЛИСП** — (LISP-сокращение от слов "LISt Processing language",​англ."​list"​ — "​список","​process"​-"​обрабатывать","​language"​-"​язык"​),​ язык программирования,​ ориентированный на обработку структурных данных.Разработан в начале 60-х годов в США. Характеризуется однородным синтаксисом,​ в котором и программа,​ и её данные выглядят одинаково в виде иерархических списков. Широко распространён как средство программирования сложных логических+**ЛИСП** — (LISP — сокращение от слов "LISt Processing language",​англ."​list"​ — "​список",​ "​process" ​— "​обрабатывать",​ "​language" ​— "​язык"​),​ язык программирования,​ ориентированный на обработку структурных данных. Разработан в начале 60х годов в США. Характеризуется однородным синтаксисом,​ в котором и программа,​ и её данные выглядят одинаково в виде иерархических списков. Широко распространён как средство программирования сложных логических
 задач, в частности задач искусственного интеллекта. задач, в частности задач искусственного интеллекта.
  
Строка 271: Строка 273:
 **Логическое выражение** — выражение,​ значением которого является одно из двух логических значений:​ TRUE ("​истина"​) или FALSE(ложь"​). **Логическое выражение** — выражение,​ значением которого является одно из двух логических значений:​ TRUE ("​истина"​) или FALSE(ложь"​).
  
-**ЛОГО** — язык программирования высокого уровня,​ разработанный в конце 60-х годов Сеймуpом Пейпеpтом (Массачусетский технологический институт) для учебных целей. Графическая система языка ЛОГО ​особенно пригодна для быстрейшего ознакомления с образом мышления,​ присущего человеку,​ работающему с компьютером. ЛОГО ​— язык программирования,​ разработанный,​ в первую очередь для обучения программированию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные характеристики языка ЛОГО: синтаксис,​ близкий к естественному языку, развитая и интуитивно прозрачная система графических примитивов,​ приспособленность к интерактивному режиму работы.+**Лого** — язык программирования высокого уровня,​ разработанный в конце 60х годов Сеймуpом Пейпеpтом (Массачусетский технологический институт) для учебных целей. Графическая система языка Лого ​особенно пригодна для быстрейшего ознакомления с образом мышления,​ присущего человеку,​ работающему с компьютером. Лого ​— язык программирования,​ разработанный,​ в первую очередь для обучения программированию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные характеристики языка Лого: синтаксис,​ близкий к естественному языку, развитая и интуитивно прозрачная система графических примитивов,​ приспособленность к интерактивному режиму работы. ​ 
 +\\ См. [[logo_programming_language:​logo_programming_language|]]
  
 **Локальная сеть (Local Area Network)** — комплекс программных и технических средств,​ объединяющий два или более компьютера и служащий для того,​чтобы программа,​ запущенная с одного **Локальная сеть (Local Area Network)** — комплекс программных и технических средств,​ объединяющий два или более компьютера и служащий для того,​чтобы программа,​ запущенная с одного
Строка 308: Строка 311:
 **Машинный код** — двоичный код, в котором по специфичным для данной ЭВМ правилам кодируется её система команд. **Машинный код** — двоичный код, в котором по специфичным для данной ЭВМ правилам кодируется её система команд.
  
-Машинный язык ​способ записи программ,​ допускающий их непосредственное исполнение на ЭВМ. Программа на машинном языке является последовательностью машинных команд.+Машинный язык ​— способ записи программ,​ допускающий их непосредственное исполнение на ЭВМ. Программа на машинном языке является последовательностью машинных команд.
  
 **Мегафлоп** — миллион операций в секунду. **Мегафлоп** — миллион операций в секунду.
Строка 314: Строка 317:
 **Меню** — список альтернатив,​ появляющихся на экране дисплея и предлагаемых для выбора пользователю. **Меню** — список альтернатив,​ появляющихся на экране дисплея и предлагаемых для выбора пользователю.
  
-**Метаязык** — язык, средствами которого проводится описание другого языка, называемого языком-объектом.+**Метаязык** — язык, средствами которого проводится описание другого языка, называемого языкомобъектом.
  
 **Метка в языках программирования** — символ,​ служащий именем некоторой команды алгоритма или программы. Обычно метки используются для организации управления в программе (переходах,​ циклах языка Фоpтpан и т.п.). **Метка в языках программирования** — символ,​ служащий именем некоторой команды алгоритма или программы. Обычно метки используются для организации управления в программе (переходах,​ циклах языка Фоpтpан и т.п.).
Строка 324: Строка 327:
 **Микропрограммирование** — представление машинных команд в виде набора микрокоманд,​ т.е. реализуемых аппаратно элементарных машинных операций. **Микропрограммирование** — представление машинных команд в виде набора микрокоманд,​ т.е. реализуемых аппаратно элементарных машинных операций.
  
-**Микропроцессор** — программно-упpавляемое устройство,​ осуществляющее процесс обработки цифровой информации и управления им, построенное,​ как правило,​ на одной или нескольких БИС (СБИС).+**Микропроцессор** — программноуправляемое устройство,​ осуществляющее процесс обработки цифровой информации и управления им, построенное,​ как правило,​ на одной или нескольких БИС (СБИС).
  
 **Микропроцессорная техника** — совокупность технических и программных средств,​ используемых для построения различных микро–ЭВМ,​ микропроцессорных устройств и систем. **Микропроцессорная техника** — совокупность технических и программных средств,​ используемых для построения различных микро–ЭВМ,​ микропроцессорных устройств и систем.
Строка 330: Строка 333:
 **Микро–ЭВМ** — ЭВМ, состоящая из микропроцессора,​полупроводниковой памяти,​ средств связи с периферийными устройствами и, при необходимости,​ пульта управления и источника питания,​ объединённых общей конструкцией. **Микро–ЭВМ** — ЭВМ, состоящая из микропроцессора,​полупроводниковой памяти,​ средств связи с периферийными устройствами и, при необходимости,​ пульта управления и источника питания,​ объединённых общей конструкцией.
  
-**Мини-ЭВМ** — малогабаритная электронная вычислительная машина малой или средней производительности.+**МиниЭВМ** — малогабаритная электронная вычислительная машина малой или средней производительности.
  
-**МИПС** — (от англ. "​Million Instructions Per Second" ​"​миллион операций в секунду"​),​ единица измерения быстродействия ЭВМ; равна 1 млн. операций в секунду.+**МИПС** — (от англ. "​Million Instructions Per Second" ​— "​миллион операций в секунду"​),​ единица измерения быстродействия ЭВМ; равна 1 млн. операций в секунду.
  
 **Мнемоника** — совокупность приёмов и способов,​ облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования искусственных ассоциаций. **Мнемоника** — совокупность приёмов и способов,​ облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Строка 340: Строка 343:
 **Модель** — общенаучное понятие,​означающее как идеальный,​так и физический объект,​ анализ которого или наблюдение за которым позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления,​ процесса или объекта. **Модель** — общенаучное понятие,​означающее как идеальный,​так и физический объект,​ анализ которого или наблюдение за которым позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления,​ процесса или объекта.
  
-**Модем (Modem)** — устройство для связи компьютеров через телефонную линию. Оно преобразует данные из цифровой формы в звуковые колебания,​ которые можно передавать через телефонную линию, после чего модем пpеобpазует данные в обратном направлении. Слово "​модем"​ — сокращение от слов "​МОДулятор-ДЕМодулятоp"​.+**Модем (Modem)** — устройство для связи компьютеров через телефонную линию. Оно преобразует данные из цифровой формы в звуковые колебания,​ которые можно передавать через телефонную линию, после чего модем преобразует данные в обратном направлении. Слово "​модем"​ — сокращение от слов "​МОДуляторДЕМодулятоp"​.
  
 **Модуль объектный** — программный модуль,​ полученный в результате трансляции исходного модуля. **Модуль объектный** — программный модуль,​ полученный в результате трансляции исходного модуля.
Строка 354: Строка 357:
 **Мультипрограммирование** — метод одновременного выполнения на одной ЭВМ двух или более программ различных задач или ветвей одной и той же задачи. **Мультипрограммирование** — метод одновременного выполнения на одной ЭВМ двух или более программ различных задач или ветвей одной и той же задачи.
  
-**"​Мышь"​** — устройство,​ обычно используемое в видео-играх. Это своеобразное устройство ввода, позволяющее пользователю управлять движением курсора или какого-либо изображения (танка,​ космического корабля и т.д.) на дисплее.+**"​Мышь"​** — устройство,​ обычно используемое в видеоиграх. Это своеобразное устройство ввода, позволяющее пользователю управлять движением курсора или какоголибо изображения (танка,​ космического корабля и т.д.) на дисплее.
  
 ====== H ====== ====== H ======
  
-**Накопитель на гибком магнитном диске (HГМД)** — внешнее ЗУ, в котором носителями информации являются сменяемые гибкие магнитные диски (флоппи-диски).+**Накопитель на гибком магнитном диске (HГМД)** — внешнее ЗУ, в котором носителями информации являются сменяемые гибкие магнитные диски (флоппидиски).
  
 **Накопитель на жёстком магнитном диске (HЖМД)** — внешнее ЗУ, котором носителем информации служит диск с магнитным покрытием и жёстким основанием (из алюминия или керамики). Обеспечивает большее быстродействие и большую ёмкость памяти,​ чем накопитель на гибком магнитном диске. **Накопитель на жёстком магнитном диске (HЖМД)** — внешнее ЗУ, котором носителем информации служит диск с магнитным покрытием и жёстким основанием (из алюминия или керамики). Обеспечивает большее быстродействие и большую ёмкость памяти,​ чем накопитель на гибком магнитном диске.
Строка 372: Строка 375:
 **Обработка информации** — процесс закономерного изменения представления и содержания информации,​ осуществляемый в живой, естественной или искусственной системе. **Обработка информации** — процесс закономерного изменения представления и содержания информации,​ осуществляемый в живой, естественной или искусственной системе.
  
-**Односторонний (Single-Sided)** — термин,​ характеризующий гибкий диск, на который можно записывать данные только с одной стороны,​ или дисковод,​ служащий для чтения таких дисков.+**Односторонний (SingleSided)** — термин,​ характеризующий гибкий диск, на который можно записывать данные только с одной стороны,​ или дисковод,​ служащий для чтения таких дисков.
  
 **Однокристальная ЭВМ** — микро–ЭВМ,​ построенная в виде одной БИС или СБИС. **Однокристальная ЭВМ** — микро–ЭВМ,​ построенная в виде одной БИС или СБИС.
Строка 407: Строка 410:
 **Отладчик в программировании** — часть системы программирования,​ способствующая отладке программ. Обеспечивает особый режим исполнения отлаживаемой программы,​ сопровождаемого выдачей "​протокола"​ её исполнения. **Отладчик в программировании** — часть системы программирования,​ способствующая отладке программ. Обеспечивает особый режим исполнения отлаживаемой программы,​ сопровождаемого выдачей "​протокола"​ её исполнения.
  
-**Ошибка ввода-вывода (I/O Error)** — любая ошибка,​ связанная с выполнением операций ввода-вывода. Наиболее распространённым типом ошибок ввода-вывода являются ошибки при чтении или+**Ошибка вводавывода (I/O Error)** — любая ошибка,​ связанная с выполнением операций вводавывода. Наиболее распространённым типом ошибок вводавывода являются ошибки при чтении или
 при записи данных на диск. при записи данных на диск.
  
 ====== П ====== ====== П ======
  
-**Пакет прикладных программ (ППП)** — организованная совокупность программ постоянного применения для решения некоторого класса однотипных задач. Простейшим примером ППП является подпрограмма вычисления какой-либо математической функции. Частной задачей из класса в данном случае является задача определения значения функции для заданных значений аргумента.+**Пакет прикладных программ (ППП)** — организованная совокупность программ постоянного применения для решения некоторого класса однотипных задач. Простейшим примером ППП является подпрограмма вычисления какойлибо математической функции. Частной задачей из класса в данном случае является задача определения значения функции для заданных значений аргумента.
  
 **Пакетный режим** — режим последовательного или совместного автоматического исполнения некоторой совокупности программ (пакета),​ заранее введённых вместе со своими входными данными во внешнюю память ЭВМ. **Пакетный режим** — режим последовательного или совместного автоматического исполнения некоторой совокупности программ (пакета),​ заранее введённых вместе со своими входными данными во внешнюю память ЭВМ.
  
 **Память в вычислительной технике** — устройство ЭВМ, предназначенное для хранения обрабатываемой информации. **Память в вычислительной технике** — устройство ЭВМ, предназначенное для хранения обрабатываемой информации.
-Устройства памяти состоят из трёх главных частей:​ //​носителя//​ (информации) ​физической среды, непосредственно хранящей информацию,​ //​управления//​ устройства,​ выполняющего поиск нужного места на носителе и записывающего или считывающего информацию,​ и //​канала связи//​ — линии связи памяти с другими устройствами ЭВМ.+Устройства памяти состоят из трёх главных частей:​ //​носителя//​ (информации) ​— физической среды, непосредственно хранящей информацию,​ //​управления//​ устройства,​ выполняющего поиск нужного места на носителе и записывающего или считывающего информацию,​ и //​канала связи//​ — линии связи памяти с другими устройствами ЭВМ.
  
 **Память виртуальная(кажущаяся память ЭВМ)** — система запоминающих устройств,​ организованных таким образом,​ что программист может рассматривать их как одну большую оперативную память,​ что существенно упрощает процедуру составления программ для мультипрограммных ЭВМ. **Память виртуальная(кажущаяся память ЭВМ)** — система запоминающих устройств,​ организованных таким образом,​ что программист может рассматривать их как одну большую оперативную память,​ что существенно упрощает процедуру составления программ для мультипрограммных ЭВМ.
Строка 429: Строка 432:
 **Параллельный интерфейс (Parallel Interface)** — тип интерфейса,​ в котором все биты одного байта передаются одновременно (параллельно) по разным жилам кабеля. **Параллельный интерфейс (Parallel Interface)** — тип интерфейса,​ в котором все биты одного байта передаются одновременно (параллельно) по разным жилам кабеля.
  
-**Параметр в программировании** — аргумент или результат алгоритма (процедуры),​ указываемый в его заголовке. Имя, обозначающее параметр,​ называется //​формальным//​ параметром. В общем случае запись алгоритма,​ содержащая формальный параметр,​ является своего рода заготовкой,​ приобретающей законченный и подлежащий исполнению вид после текстуальной подстановки на место //​фактического//​ параметра величины,​ выражения или какой-либо другой конструкции языка. +**Параметр в программировании** — аргумент или результат алгоритма (процедуры),​ указываемый в его заголовке. Имя, обозначающее параметр,​ называется //​формальным//​ параметром. В общем случае запись алгоритма,​ содержащая формальный параметр,​ является своего рода заготовкой,​ приобретающей законченный и подлежащий исполнению вид после текстуальной подстановки на место //​фактического//​ параметра величины,​ выражения или какойлибо другой конструкции языка.
 **Паскаль** — процедурный язык программирования высокого уровня,​ вводящий строгую типизацию данных и переменных,​ что облегчает обнаружение ошибок,​обеспечивает ясную конструкцию и хорошую читаемость программ. **Паскаль** — процедурный язык программирования высокого уровня,​ вводящий строгую типизацию данных и переменных,​ что облегчает обнаружение ошибок,​обеспечивает ясную конструкцию и хорошую читаемость программ.
-В 80-х гг. ХХ века Паскаль получил широкое распространение в качестве языка для персональных ЭВМ.+В 80х гг. ХХ века Паскаль получил широкое распространение в качестве языка для персональных ЭВМ.
  
 **Переключатель в программировании** — вид команды выбора,​ в котором возможные варианты продолжения исполнения образуют занумерованную последовательность,​ а выбор между ними задаётся указанием номера. **Переключатель в программировании** — вид команды выбора,​ в котором возможные варианты продолжения исполнения образуют занумерованную последовательность,​ а выбор между ними задаётся указанием номера.
Строка 438: Строка 440:
 **Переполнение порядка** — превышение размера отведённой для данных памяти. **Переполнение порядка** — превышение размера отведённой для данных памяти.
  
-**Переход в программировании** — команда исполнителю продолжать исполнение алгоритма (программы) с указанного этой командой места. Универсальным способом указания мест перехода в записи алгоритма являются метки команд ​имена,​помещаемые впереди команды и используемые в качестве её обозначения. Различают безусловные и условные переходы.+**Переход в программировании** — команда исполнителю продолжать исполнение алгоритма (программы) с указанного этой командой места. Универсальным способом указания мест перехода в записи алгоритма являются метки команд ​— имена,​помещаемые впереди команды и используемые в качестве её обозначения. Различают безусловные и условные переходы.
  
-**Персональный компьютер** ​небольшая по размерам и по стоимости универсальная микро-ЭВМ, предназначенная для индивидуального пользования.+**Персональный компьютер** ​— небольшая по размерам и по стоимости универсальная микроЭВМ, предназначенная для индивидуального пользования.
  
-**Печатающее устройство,​ принтер** ​электромеханическое устройство,​ автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах,​ лентах или листах в цифровой +**Печатающее устройство,​ принтер** ​— электромеханическое устройство,​ автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах,​ лентах или листах в цифровой 
-или буквенно-цифpовой форме.+или буквенноцифpовой форме.
  
 **Печатающее устройство матричного типа** — печатающее устройство для вывода алфавитных и цифровых данных,​ использующее при формировании символов принцип точечной матрицы размером 5\7 или 7\9 точек. **Печатающее устройство матричного типа** — печатающее устройство для вывода алфавитных и цифровых данных,​ использующее при формировании символов принцип точечной матрицы размером 5\7 или 7\9 точек.
Строка 449: Строка 451:
 **Печать в программировании** — команда исполнителю напечатать на внешнем устройстве указанную информацию. **Печать в программировании** — команда исполнителю напечатать на внешнем устройстве указанную информацию.
  
-**ПЛ/1 (Programming Language; англ. program — программа,​ language — язык)** — многоцелевой универсальный программно-ориентированный язык программирования. Предназначен для программирования широкого круга задач: вычислительных процессов,​ обработки символьной информации,​ задач обработки данных,​ процессов моделирования,​ решения логических задач и задач в реальном масштабе времени,​ а также для разработки систем математического обеспечения ЭВМ.+**ПЛ/1 (Programming Language; англ. program — программа,​ language — язык)** — многоцелевой универсальный программноориентированный язык программирования. Предназначен для программирования широкого круга задач: вычислительных процессов,​ обработки символьной информации,​ задач обработки данных,​ процессов моделирования,​ решения логических задач и задач в реальном масштабе времени,​ а также для разработки систем математического обеспечения ЭВМ.
  
 **Плавающая запятая,​ представление чисел с плавающей запятой** — способ записи чисел в позиционной системе счисления с основанием R, при котором число N представляется в виде N = ±R<​sup>​p</​sup>​.q,​ где p — целое число, называемое //​порядком//​ числа N, а p — правильная дробь (1/​R│q<​1),​ называемая //​мантиссой//​ числа N. **Плавающая запятая,​ представление чисел с плавающей запятой** — способ записи чисел в позиционной системе счисления с основанием R, при котором число N представляется в виде N = ±R<​sup>​p</​sup>​.q,​ где p — целое число, называемое //​порядком//​ числа N, а p — правильная дробь (1/​R│q<​1),​ называемая //​мантиссой//​ числа N.
 Плавающая запятая является основным способом представления чисел в ЭВМ, т.к.позволяет поддерживать вычисления с сохранением заданного числа значащих цифр в большом диапазоне значений чисел. Плавающая запятая является основным способом представления чисел в ЭВМ, т.к.позволяет поддерживать вычисления с сохранением заданного числа значащих цифр в большом диапазоне значений чисел.
  
-**Плата** — пластина из электроизоляционного материала,​ предназначенная для монтажа электрои радио-элементов радиоэлектронного или электротехнического устройства.+**Плата** — пластина из электроизоляционного материала,​ предназначенная для монтажа электро– и радиоэлементов радиоэлектронного или электротехнического устройства.
  
 **PL/M** — (Programming Language for Microprocessors) язык системного программирования для микропроцессоров. Разработан фирмой Intel на базе языка PL/1. **PL/M** — (Programming Language for Microprocessors) язык системного программирования для микропроцессоров. Разработан фирмой Intel на базе языка PL/1.
Строка 474: Строка 476:
 **Полубайт** — половина байта, или четыре бита, объединённое в логическое целое. **Полубайт** — половина байта, или четыре бита, объединённое в логическое целое.
  
-**Пользователь** — человек,​ применяющий ЭВМ в своей работе;​ организация-заказчик,​ приобретающая ЭВМ в пользование.+**Пользователь** — человек,​ применяющий ЭВМ в своей работе;​ организациязаказчик,​ приобретающая ЭВМ в пользование.
  
-**Порт (Port)** — схема, подключённая к одному из разъёмов компьютера. Если к этому разъёму подключить периферийное устройство,​ то компьютер сможет выполнять операции ввода-вывода с данного порта.+**Порт (Port)** — схема, подключённая к одному из разъёмов компьютера. Если к этому разъёму подключить периферийное устройство,​ то компьютер сможет выполнять операции вводавывода с данного порта.
  
-**Порт ввода-вывода** ​средство для подключения периферийных устройств к ЭВМ.+**Порт вводавывода** ​— средство для подключения периферийных устройств к ЭВМ.
  
 **Поручитель** — человек или автоматическое устройство,​ которое поручает исполнителю выполнить алгоритм или программу и сообщает ему для этой цели текст предписания и необходимые исходные данные. **Поручитель** — человек или автоматическое устройство,​ которое поручает исполнителю выполнить алгоритм или программу и сообщает ему для этой цели текст предписания и необходимые исходные данные.
Строка 494: Строка 496:
 **Препроцессор** — программа или техническое устройство для подготовки и начальной обработки исходных данных при решении определённых классов задач в САПР. **Препроцессор** — программа или техническое устройство для подготовки и начальной обработки исходных данных при решении определённых классов задач в САПР.
  
-**Прерывание** — операция процессора,​ состоящая в регистрации состояния процессора,​ предшествовавшего прерыванию,​ и установлению нового состояния,​ т.е. прерывание является реакцией процессора на некоторое событие,​ происшедшее в процессоре или вне его. Для обработки прерывания процессор содержит в своём устройстве управления специальный регистр прерываний,​ каждый двоичный разряд которого соответствует одной из возможных причин прерывания. Появления единицы в разряде регистра означает возникновение причин для прерывания. В этом случае процессор завершает выполнение очередной команды,​ запоминает адрес следующей команды основной программы,​ а сам переключается на исполнение специальной постоянно находящейся в машине программы обработки данного прерывания. После завершения обработки основная программа продолжает исполняться с запомненной команды. При одно+**Прерывание** — операция процессора,​ состоящая в регистрации состояния процессора,​ предшествовавшего прерыванию,​ и установлению нового состояния,​ т.е. прерывание является реакцией процессора на некоторое событие,​ происшедшее в процессоре или вне его. Для обработки прерывания процессор содержит в своём устройстве управления специальный регистр прерываний,​ каждый двоичный разряд которого соответствует одной из возможных причин прерывания. Появления единицы в разряде регистра означает возникновение причин для прерывания. В этом случае процессор завершает выполнение очередной команды,​ запоминает адрес следующей команды основной программы,​ а сам переключается на исполнение специальной постоянно находящейся в машине программы обработки данного прерывания. После завершения обработки основная программа продолжает исполняться с запомненной команды. При одновременном появлении нескольких причин для прерывания срабатывает определённая схема приоритетов,​ определяющая очерёдность обработки прерываний.
-временном появлении нескольких причин для прерывания срабатывает определённая схема приоритетов,​ определяющая очерёдность обработки прерываний.+
  
 **Прикладное программное обеспечение** — набор программ для решения задач, имеющих прикладной характер. **Прикладное программное обеспечение** — набор программ для решения задач, имеющих прикладной характер.
  
-**Принтер (печатающее устройство)** — электромеханическое устройство,​ автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах,​ лентах или листах в цифровой или буквенно-цифpовой форме.+**Принтер (печатающее устройство)** — электромеханическое устройство,​ автоматически печатающее результаты обработки информации ЭВМ на бумажных рулонах,​ лентах или листах в цифровой или буквенноцифpовой форме.
  
 **Принцип умолчания** — принятый во многих языках программирования принцип неявного определения свойств,​ приписываемых объектам языка: если значение некоторого свойства явно не указано и имеется несколько альтернативных значений,​ которые это свойство может принимать,​ то одна из альтернатив определяется языком как присваиваемая автоматически,​ причём в ряде случаев выбор свойства "по умолчанию"​ зависит также от контекста конструкции,​ которую это свойство определяет. **Принцип умолчания** — принятый во многих языках программирования принцип неявного определения свойств,​ приписываемых объектам языка: если значение некоторого свойства явно не указано и имеется несколько альтернативных значений,​ которые это свойство может принимать,​ то одна из альтернатив определяется языком как присваиваемая автоматически,​ причём в ряде случаев выбор свойства "по умолчанию"​ зависит также от контекста конструкции,​ которую это свойство определяет.
Строка 549: Строка 550:
 языке. языке.
  
-**Процессор** — совокупность устройств ЭВМ, выполняющих функции по преобразованию информации. В зависимости от назначения различают центральные,​ функционально-ориентированные и проблемно-оpиентиpованные процессоры.+**Процессор** — совокупность устройств ЭВМ, выполняющих функции по преобразованию информации. В зависимости от назначения различают центральные,​ функциональноориентированные и проблемнооpиентиpованные процессоры.
  
 **Прямой доступ в память** — метод,​позволяющий с большой скоростью осуществлять загрузку данных с периферийного устройства прямо в Оперативное Запоминающее Устройство (ОЗУ). **Прямой доступ в память** — метод,​позволяющий с большой скоростью осуществлять загрузку данных с периферийного устройства прямо в Оперативное Запоминающее Устройство (ОЗУ).
Строка 555: Строка 556:
 **Псевдодиск (Memory Disk, RAM Disk)** — средство,​ позволяющее пользоваться частью оперативной памяти как диском. **Псевдодиск (Memory Disk, RAM Disk)** — средство,​ позволяющее пользоваться частью оперативной памяти как диском.
  
-**Псевдокод** — способ описания логики программы,​ который можно применять вместо блок-схемы. Он занимает промежуточное положение между естественным и машинным языком и позволяет формально изображать логику программы,​ не заботясь пpи этом о синтаксических тонкостях конкретного языка программирования.+**Псевдокод** — способ описания логики программы,​ который можно применять вместо блоксхемы. Он занимает промежуточное положение между естественным и машинным языком и позволяет формально изображать логику программы,​ не заботясь пpи этом о синтаксических тонкостях конкретного языка программирования.
  
 ====== Р ====== ====== Р ======
  
-**РАПИРА (Расширенный Адаптированный Поплан-Интерпретатор,​Редактор,​ Архив)** — учебно-производственный язык программирования. Разработан в начале 80-х+**РАПИРА (Расширенный Адаптированный ПопланИнтерпретатор,​Редактор,​ Архив)** — учебнопроизводственный язык программирования. Разработан в начале 80х
 годов (в СССР). РАПИРА построен на основе русской лексики. годов (в СССР). РАПИРА построен на основе русской лексики.
  
Строка 574: Строка 575:
 **Редактор в программировании** — часть операционной системы ЭВМ, помогающая пользователю вести работу со структурными объектами:​ строить их, вводить в ЭВМ, подвергать изменениям и воспроизводить на экране дисплея.Для каждого типа структурных объектов (обычных текстов,​ таблиц,​ текстов программ,​ графических объектов) разрабатывается свои редакторы. В персональных ЭВМ преобладают экранные редакторы,​ в которых работы производится путём прямого воздействия на объект,​ показываемый в данный момент на экране дисплея. **Редактор в программировании** — часть операционной системы ЭВМ, помогающая пользователю вести работу со структурными объектами:​ строить их, вводить в ЭВМ, подвергать изменениям и воспроизводить на экране дисплея.Для каждого типа структурных объектов (обычных текстов,​ таблиц,​ текстов программ,​ графических объектов) разрабатывается свои редакторы. В персональных ЭВМ преобладают экранные редакторы,​ в которых работы производится путём прямого воздействия на объект,​ показываемый в данный момент на экране дисплея.
  
-**Режим работы в реальном масштабе времени** — режим работы системы,​ обеспечивающий приём к обработке данных по мере их поступления без каких-либо ограничений и выдачу результатов в требуемые интервалы времени.+**Режим работы в реальном масштабе времени** — режим работы системы,​ обеспечивающий приём к обработке данных по мере их поступления без какихлибо ограничений и выдачу результатов в требуемые интервалы времени.
  
 **Режим разделения времени** — режим обработки данных,​ при котором ресурсы вычислительной системы представляются каждому процессу из группы процессов обработки данных,​ находящихся в вычислительной системе,​ на интервалы времени,​ длительность и очерёдность представления которых определяются управляющей программой этой системы с целью обеспечения одновременной работы в интерактивном режиме. **Режим разделения времени** — режим обработки данных,​ при котором ресурсы вычислительной системы представляются каждому процессу из группы процессов обработки данных,​ находящихся в вычислительной системе,​ на интервалы времени,​ длительность и очерёдность представления которых определяются управляющей программой этой системы с целью обеспечения одновременной работы в интерактивном режиме.
Строка 594: Строка 595:
 **Речевой вывод** — вывод информации из ЭВМ при помощи звуковых сигналов,​ имитирующих отдельные слова или фразы. Для подобной имитации используются специальные электронные устройства — синтезаторы речи. **Речевой вывод** — вывод информации из ЭВМ при помощи звуковых сигналов,​ имитирующих отдельные слова или фразы. Для подобной имитации используются специальные электронные устройства — синтезаторы речи.
  
-**Робик** — учебный язык программирования,​ предназначенный для младших школьников. Разработан в начале 80-х гг. (в СССР). Робик построен на основе русской лексики (использует предписания,​ близкие к предложениям русского языка). В языке важную роль играет понятие исполнителя — гипотетического объекта,​ действующего в некоторой среде и имеющего свою систему предписаний (обычно модель реального объекта,​известного учащемуся).+**Робик** — учебный язык программирования,​ предназначенный для младших школьников. Разработан в начале 80х гг. (в СССР). Робик построен на основе русской лексики (использует предписания,​ близкие к предложениям русского языка). В языке важную роль играет понятие исполнителя — гипотетического объекта,​ действующего в некоторой среде и имеющего свою систему предписаний (обычно модель реального объекта,​известного учащемуся).
  
 ====== С ====== ====== С ======
Строка 616: Строка 617:
 **Серия в программировании** — группа команд алгоритма (программы),​ записанных подряд и выполняемых в порядке записи. **Серия в программировании** — группа команд алгоритма (программы),​ записанных подряд и выполняемых в порядке записи.
  
-**Сеть микpо-ЭВМ** ​система соединённых между собой и обменивающихся информацией микpо-ЭВМ.+**Сеть микpоЭВМ** ​— система соединённых между собой и обменивающихся информацией микpоЭВМ.
  
-**Си** — машинно-независимый язык программирования высокого уровня,​ разработанный для целей переноса программного обеспечения с одной ЭВМ на другую.+**Си** — машиннонезависимый язык программирования высокого уровня,​ разработанный для целей переноса программного обеспечения с одной ЭВМ на другую.
  
 **Синтаксис** — совокупность правил записи сообщений на некотором языке. **Синтаксис** — совокупность правил записи сообщений на некотором языке.
-Для языков программирования синтаксис обычно задают специальными математическими средствами — контекстно-свободными грамматиками.+Для языков программирования синтаксис обычно задают специальными математическими средствами — контекстносвободными грамматиками.
  
 **Система команд** — полный набор всех инструкций,​ допустимых в машинном языке данной ЭВМ. **Система команд** — полный набор всех инструкций,​ допустимых в машинном языке данной ЭВМ.
Строка 671: Строка 672:
 **Супервизор** — часть операционной системы ЭВМ, управляющая последовательностью исполнения программ при работе ЭВМ. **Супервизор** — часть операционной системы ЭВМ, управляющая последовательностью исполнения программ при работе ЭВМ.
  
-**Супеpмикpо-ЭВМ** — 32-pазpядные микpо-ЭВМ, характеризующиеся малыми габаритами,​ имеющие производительность свыше 1 млн. операций/​сек и ёмкость оперативной памяти ​единицы Мегабайт.+**СупеpмикpоЭВМ** — 32pазpядные микpоЭВМ, характеризующиеся малыми габаритами,​ имеющие производительность свыше 1 млн. операций/​сек и ёмкость оперативной памяти ​— единицы Мегабайт.
  
-**Счётчик команд** ​особый регистр в процессоре ЭВМ, в котором по завершении выполнения очередной команды помещается адрес следующей по выполнению команды.+**Счётчик команд** ​— особый регистр в процессоре ЭВМ, в котором по завершении выполнения очередной команды помещается адрес следующей по выполнению команды.
  
 **Счисления система** — способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами. При записи числа в некоторой системе счисления нижний правый индекс указывает на основание этой системы. **Счисления система** — способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами. При записи числа в некоторой системе счисления нижний правый индекс указывает на основание этой системы.
Строка 688: Строка 689:
 **Терминал (Terminal)** — клавиатура и дисплей,​ скомпонованные в одно устройство,​ обычно подсоединяемое к компьютеру через последовательный интерфейс. **Терминал (Terminal)** — клавиатура и дисплей,​ скомпонованные в одно устройство,​ обычно подсоединяемое к компьютеру через последовательный интерфейс.
  
-**Тест** — испытательная программа или процедура действий для проверки правильности какой-либо программы или устройства.+**Тест** — испытательная программа или процедура действий для проверки правильности какойлибо программы или устройства.
  
 **Техническое обеспечение (Hardware)** — материальные части компьютера. **Техническое обеспечение (Hardware)** — материальные части компьютера.
Строка 694: Строка 695:
 **Тип данных (в программировании)** — форма представления данных в ЭВМ. С каждым типом данных связан набор допустимых операций. **Тип данных (в программировании)** — форма представления данных в ЭВМ. С каждым типом данных связан набор допустимых операций.
  
-**Транслятор,​ компилятор** ​системная программа,​ выполняющая перевод программы,​ выраженной на входном языке программирования,​ в некоторый выходной язык программирования (обычно машинный).+**Транслятор,​ компилятор** ​— системная программа,​ выполняющая перевод программы,​ выраженной на входном языке программирования,​ в некоторый выходной язык программирования (обычно машинный).
  
 **Транслятор** — главная часть системы программирования. **Транслятор** — главная часть системы программирования.
Строка 712: Строка 713:
 **Управляющая структура** — в программировании совокупность взаимосвязанных операторов языка программирования,​ предназначенная для управления ходом вычислительного процесса в программе. Для программной реализации любого алгоритма,​ имеющего один вход и один выход и не содержащего бесконечных циклов достаточно трёх базовых управляющих структур:​ следование,​ цикл и ветвление. Каждая из этих структур характеризуется наличием только одного входа и только одного выхода. Возможность представления любых алгоритмов с помощью вложенных друг в друга структур следования,​ цикла и ветвления составляет основу метода структурного программирования. **Управляющая структура** — в программировании совокупность взаимосвязанных операторов языка программирования,​ предназначенная для управления ходом вычислительного процесса в программе. Для программной реализации любого алгоритма,​ имеющего один вход и один выход и не содержащего бесконечных циклов достаточно трёх базовых управляющих структур:​ следование,​ цикл и ветвление. Каждая из этих структур характеризуется наличием только одного входа и только одного выхода. Возможность представления любых алгоритмов с помощью вложенных друг в друга структур следования,​ цикла и ветвления составляет основу метода структурного программирования.
  
-**Условие** — запись утверждения о свойствах объектов,​ с которыми работает алгоритм (программа). С математической точки зрения условием может быть любая формула исчисления предикатов,​ истинная или ложная,​ в зависимости от значений входящих в неё в качестве аргументов свободных переменных. Во многих языках программирования условия трактуются как логические выражения,​ принимающие два значения:​ истина и ложь (true и false). При такой трактовке в качестве условий могут также использоваться вызовы процедур-функций,​ принимающих логические значения.+**Условие** — запись утверждения о свойствах объектов,​ с которыми работает алгоритм (программа). С математической точки зрения условием может быть любая формула исчисления предикатов,​ истинная или ложная,​ в зависимости от значений входящих в неё в качестве аргументов свободных переменных. Во многих языках программирования условия трактуются как логические выражения,​ принимающие два значения:​ истина и ложь (true и false). При такой трактовке в качестве условий могут также использоваться вызовы процедурфункций,​ принимающих логические значения.
  
-**Устройство ввода-вывода** — устройство,​ обеспечивающее обмен данными между оперативной памятью ЭВМ и периферийным устройством.+**Устройство вводавывода** — устройство,​ обеспечивающее обмен данными между оперативной памятью ЭВМ и периферийным устройством.
  
 **Устройство управления (УУ)** — функциональная часть процессора,​ осуществляющая управление в процессоре. **Устройство управления (УУ)** — функциональная часть процессора,​ осуществляющая управление в процессоре.
Строка 738: Строка 739:
 **Форматирование (Formatting)** — процесс нанесения разметки на пустой диск для подготовки его к использованию. **Форматирование (Formatting)** — процесс нанесения разметки на пустой диск для подготовки его к использованию.
  
-**Фоpт** — язык программирования для микpо-ЭВМ. Программы на языке Фоpт записываются в польской инверсной записи и работают со стеком. Достоинствами языка являются простота реализации и неограниченная расширяемость.+**Форт** — язык программирования для микpоЭВМ. Программы на языке Форт записываются в польской инверсной записи и работают со стеком. Достоинствами языка являются простота реализации и неограниченная расширяемость.
  
-**ФОРТРАH** — процедурно-оpиентиpованный язык программирования,​ предназначенный для формализованной записи алгоритмов решения математических задач.+**Фортран** — процедурнооpиентиpованный язык программирования,​ предназначенный для формализованной записи алгоритмов решения математических задач.
  
 **Функция в программировании** — вспомогательный алгоритм (программа),​ вычисляющий некоторое значение как функцию своих аргументов. **Функция в программировании** — вспомогательный алгоритм (программа),​ вычисляющий некоторое значение как функцию своих аргументов.
Строка 754: Строка 755:
  
 **Цепочка** — последовательность //​литер//​ или //​битов//​ (литерная или битовая цепочка). В языках программирования литералы,​ изображающие значения цепочки,​ выделяются обычно с помощью разного рода кавычек. **Цепочка** — последовательность //​литер//​ или //​битов//​ (литерная или битовая цепочка). В языках программирования литералы,​ изображающие значения цепочки,​ выделяются обычно с помощью разного рода кавычек.
-К важнейшим операциям над цепочками относятся:​ сцепка (конкатенация);​выделение под-цепочки или отдельного её звена (литеры или бита) по индексам;​ сравнение по правилам лексикографической упорядоченности;​ определение длины цепочки. Литерные цепочки используются используются для обработки текстовых данных,​ в частности для осуществления их ввода и вывода.+К важнейшим операциям над цепочками относятся:​ сцепка (конкатенация);​выделение подцепочки или отдельного её звена (литеры или бита) по индексам;​ сравнение по правилам лексикографической упорядоченности;​ определение длины цепочки. Литерные цепочки используются используются для обработки текстовых данных,​ в частности для осуществления их ввода и вывода.
  
 **Цикл в программировании** — команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд. **Цикл в программировании** — команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд.
Строка 786: Строка 787:
 **Электронная почта (Electronic Mail, e-mail )** — средство,​ позволяющее посылать сообщения другим пользователям,​ указав их "​адрес"​ и введя это сообщение с клавиатуры компьютера. Адресат получит сообщение,​ когда начнёт работу на своём компьютере. **Электронная почта (Electronic Mail, e-mail )** — средство,​ позволяющее посылать сообщения другим пользователям,​ указав их "​адрес"​ и введя это сообщение с клавиатуры компьютера. Адресат получит сообщение,​ когда начнёт работу на своём компьютере.
  
-**Электронная таблица** — пакет прикладных программ для персональных ЭВМ, позволяющий производить вычисления над данными,​ образующими крупноформатную прямоугольную таблицу. В основе разработки электронных таблиц лежит тот факт, что значительная часть информационно-вычислительной работы,​ выполняемой людьми,​ состоит в ведении таблиц с поименованными или занумерованными строками и столбцами (классный журнал,​ платёжная ведомость,​ математическая таблица,​ расписание занятий,​ торговая накладная и т.п.). Электронная таблица создаёт удобную программную обстановку для работы со всем разнообразием подобного рода документов. Электронная таблица содержит средства воспроизведения таблицы на экране дисплея,​в том числе по частям,​ а также именования его строк и столбцов. С каждой позицией таблицы может быть связана расчётная формула,​ по которой определяется содержимое позиции. Многие вспомогательные действия по графическому оформлению таблицы,​ по суммированию её элементов,​по её выводу на печать и т.п. выполняются в электронной таблице автоматически.+**Электронная таблица** — пакет прикладных программ для персональных ЭВМ, позволяющий производить вычисления над данными,​ образующими крупноформатную прямоугольную таблицу. В основе разработки электронных таблиц лежит тот факт, что значительная часть информационновычислительной работы,​ выполняемой людьми,​ состоит в ведении таблиц с поименованными или занумерованными строками и столбцами (классный журнал,​ платёжная ведомость,​ математическая таблица,​ расписание занятий,​ торговая накладная и т.п.). Электронная таблица создаёт удобную программную обстановку для работы со всем разнообразием подобного рода документов. Электронная таблица содержит средства воспроизведения таблицы на экране дисплея,​в том числе по частям,​ а также именования его строк и столбцов. С каждой позицией таблицы может быть связана расчётная формула,​ по которой определяется содержимое позиции. Многие вспомогательные действия по графическому оформлению таблицы,​ по суммированию её элементов,​по её выводу на печать и т.п. выполняются в электронной таблице автоматически.
  
 **Эмулятор** — аппаратные или микропрограммные средства для выполнения программ,​ записанных в системе команд другой ЭВМ. **Эмулятор** — аппаратные или микропрограммные средства для выполнения программ,​ записанных в системе команд другой ЭВМ.
Строка 800: Строка 801:
 **Язык высокого уровня** — язык программирования,​ средства которого допускают описание проблемы в наглядном легко воспринимаемом виде. **Язык высокого уровня** — язык программирования,​ средства которого допускают описание проблемы в наглядном легко воспринимаемом виде.
  
-**Язык машинно-ориентированный** — язык программирования,​ который по типам данных и алгоритмической структуре отражает структуру некоторой ЭВМ или класса ЭВМ, но в то же время обладает рядом характеристик,​ упрощающих и автоматизирующих процесс программирования. Язык позволяет писать программы,​ не уступающие по эффективности программам,​ написанным непосредственно в командах машины. Используется преимущественно в системном программировании.+**Язык машинноориентированный** — язык программирования,​ который по типам данных и алгоритмической структуре отражает структуру некоторой ЭВМ или класса ЭВМ, но в то же время обладает рядом характеристик,​ упрощающих и автоматизирующих процесс программирования. Язык позволяет писать программы,​ не уступающие по эффективности программам,​ написанным непосредственно в командах машины. Используется преимущественно в системном программировании.
  
 **Язык машинный** — формальный язык для описания решения задачи,​ содержание и правила которого реализуются аппаратными средствами конкретной ЭВМ. Программа,​ переведённая на машинный язык, содержит вполне определённые команды для выполнения каждой операции. Иногда машинным языком также называют систему команд ЭВМ. **Язык машинный** — формальный язык для описания решения задачи,​ содержание и правила которого реализуются аппаратными средствами конкретной ЭВМ. Программа,​ переведённая на машинный язык, содержит вполне определённые команды для выполнения каждой операции. Иногда машинным языком также называют систему команд ЭВМ.
  
-**Язык проблемно-ориентированный** — язык программирования,​ определяющий задание для ЭВМ в терминах функций,​ которые надо выполнить без подробной детализации шагов, посредством которых +**Язык проблемноориентированный** — язык программирования,​ определяющий задание для ЭВМ в терминах функций,​ которые надо выполнить без подробной детализации шагов, посредством которых 
-можно реализовать эти функции. Примерами данного языка являются языки различных пакетов прикладных программ,​ языки запросов информационно-поисковых систем и дp.+можно реализовать эти функции. Примерами данного языка являются языки различных пакетов прикладных программ,​ языки запросов информационнопоисковых систем и дp.
  
 **Язык программирования** — формальный язык представления программ или их частей в рамках одной или многих систем программирования. Число "​живых",​ т.е. употребляемых ныне, языков программирования измеряется сотнями. В связи с исполнителем принято различать //​машинные//​ языки и языки программирования //​высокого уровня//​. **Язык программирования** — формальный язык представления программ или их частей в рамках одной или многих систем программирования. Число "​живых",​ т.е. употребляемых ныне, языков программирования измеряется сотнями. В связи с исполнителем принято различать //​машинные//​ языки и языки программирования //​высокого уровня//​.
-\\ По характеру семантики (т.е. модели вычислительного процесса) в языках программирования можно выделить два основных наклонения — повелительное (императивное,​ представленное операторами,​ командами,​ предписаниями) и изъявительное (декларативное,​ описательное). В одних языках программирования преобладает описание действий,​ алгоритма,​ т.е. того, как получить результат. Такие языки называют //​императивными//,​ //​процедурными//,​ //​алгоритмическими//​ , например, ​FORTRANBASIC, АЛГОЛ, ПЛ/​1, ​Pascal. Другие языки программирования предполагают не только построение (вычисление) результата,​ сколько описание (декларацию его +\\ По характеру семантики (т.е. модели вычислительного процесса) в языках программирования можно выделить два основных наклонения — повелительное (императивное,​ представленное операторами,​ командами,​ предписаниями) и изъявительное (декларативное,​ описательное). В одних языках программирования преобладает описание действий,​ алгоритма,​ т.е. того, как получить результат. Такие языки называют //​императивными//,​ //​процедурными//,​ //​алгоритмическими//​ , например, ​ФортранБейсик, АЛГОЛ, ПЛ/​1, ​Паскаль. Другие языки программирования предполагают не только построение (вычисление) результата,​ сколько описание (декларацию его 
-свойств,​ т.е. каков искомый объект;​ на основе этой информации система программирования сама должна построить алгоритм. Такие языки называют //​декларативными//​ , //​непроцедурными//​ , //​проблемно-ориентированными//;​ языками отношений,​ спецификаций,​ формулировки задачи,​ языками искусственного интеллекта,​ автоматического программирования,​ синтеза алгоритмов.+свойств,​ т.е. каков искомый объект;​ на основе этой информации система программирования сама должна построить алгоритм. Такие языки называют //​декларативными//​ , //​непроцедурными//​ , //​проблемноориентированными//;​ языками отношений,​ спецификаций,​ формулировки задачи,​ языками искусственного интеллекта,​ автоматического программирования,​ синтеза алгоритмов.
  
-**Язык пpоцедурно-ориентированный** — язык программирования,​ предназначенный для описания алгоритмов решения определённого класса задач. С помощью данного языка специалисты в некоторой области применения ЭВМ могут формулировать задание для ЭВМ в терминах,​ близких к их профессиональному разговору,​ но в то же время указывая конкретные шаги, которые необходимо выполнить для решения задачи,​ в противоположность проблемно-ориентированным языкам,​ определяющим задачу на функциональном уровне,​ не вдаваясь в подробную детализацию шагов, необходимых для выполнения указанной функции. Примерами процедурно–ориентированного языка являются ​FORTRAN, ALGOL-60, PL/1, COBOL.+**Язык пpоцедурноориентированный** — язык программирования,​ предназначенный для описания алгоритмов решения определённого класса задач. С помощью данного языка специалисты в некоторой области применения ЭВМ могут формулировать задание для ЭВМ в терминах,​ близких к их профессиональному разговору,​ но в то же время указывая конкретные шаги, которые необходимо выполнить для решения задачи,​ в противоположность проблемноориентированным языкам,​ определяющим задачу на функциональном уровне,​ не вдаваясь в подробную детализацию шагов, необходимых для выполнения указанной функции. Примерами процедурно–ориентированного языка являются ​Фортран, ALGOL-60, PL/1, COBOL.
  
 **Ячейка памяти** — вместилище порции информации в памяти ЭВМ, доступной для обработки отдельной командой. Обычно имеет фиксированный для данной ЭВМ размер,​ исчисляемый в битах или байтах. Стандартными размерами ячейки для современных ЭВМ в зависимости от их класса являются 8, 16, 32 и 64 бит. Содержимое ячейки памяти называется машинным словом. **Ячейка памяти** — вместилище порции информации в памяти ЭВМ, доступной для обработки отдельной командой. Обычно имеет фиксированный для данной ЭВМ размер,​ исчисляемый в битах или байтах. Стандартными размерами ячейки для современных ЭВМ в зависимости от их класса являются 8, 16, 32 и 64 бит. Содержимое ячейки памяти называется машинным словом.
glossary_most_commonly_terms_computer_science/glossary_most_commonly_terms_computer_science.1654031303.txt.gz · Последние изменения: 2022-06-01 00:08 — GreyWolf