Инструменты пользователя

Инструменты сайта


msx:basic_dialogue_programming_language:author_files:author_files

Авторские файлы

Файлы получены непосредственно от автора 2022-09-07

Различия с авторским текстом

Все авторские файлы

Имя файла
в формате
Готовая страница (или название)
MSX UTF
000-0.msx000-0.txt✔ Аннотация
000-1.msx000-1.txt✔ Титульный лист
000-2.msx000-2.txt✔ Выходные данные
000-3.msx000-3.txt✔ Предисловие редактора
000-4.msx000-4.txt✔ От авторов, ведение
Предисловие, введение
000-5.msx000-5.txt
001.msx001.txtГлава I. Основные объекты MSX BASIC
002.msx002.txtГлава II. Программирование линейных алгоритмов
003.msx003.txtГлава III. Программирование разветвляющихся и циклических алгоритмов
004.msx004.txtГлава IV. Функции и подпрограммы
005.msx005.txtГлава V. Графические средства MSX BASIC
006.msx006.txtГлава VI. Музыкальные средства MSX BASIC
007.msx007.txtГлава VII. Дополнительные возможности языка MSX BASIC
008.msx008.txtГлава VIII. Некоторые вопросы методологии отладки программ
009.msx009.txtГлава IX. Файловые средства MSX BASIC
010.msx010.txtГлава X. Управление ресурсами памяти
011.msx011.txtГлава XI. Работа с видеопамятью и видеопроцессором
012.msx012.txtГлава XII. Примеры решения задач повышенной трудности
013.msx013.txtГлава тринадцатая. Программисты шутят
100-01.msx100-01.txt= Приложение 1. MSX BASIC и машинный язык FIXME
100-02.msx100-02.txt= 1.2. Использование подпрограмм BIOS
= 1.3. Работа с подпрограммами BDOS
= 1.4. Использование ловушек FIXME
100-03.msx100-03.txt= 1.5. Работа с двоичными файлами
= 1.6. Реализация вещественной арифметики на машинном языке FIXME
100-04.msx100-04.txt= 1.7. Программирование звуковых эффектов FIXME
100-05.msx100-05.txt= 1.8 Возможность расширения программного обеспечения на MSX–компьютерах FIXME
100-06.msx100-06.txt
100-07.msx100-07.txt= 1.9. Примеры использования входных точек системы BDOS FIXME
100-08.msx100-08.txt= 1.10. Коды команд микропроцессора Z80 FIXME
100-09.msx100-09.txt= 1.11. Мнемоника команд микропроцессоров Intel 8080 и Z80 FIXME
100-10.msx100-10.txt
200-01.msx200-01.txt= Приложение 2. Справочный материал FIXME
200-02.msx200-02.txt= 2.2. Внутренние коды служебных слов
200-03.msx200-03.txt= 2.3 Описание действия управляющих клавиш при работе в экранном редакторе системы MSX BASIC
200-04.msx200-04.txtПриложение 2 — 2.4. Таблица кодов ASCII
200-05.msx200-05.txt= 2.5. Сообщения об ошибках в системе MSX BASIC
200-06.msx200-06.txt= 2.6. Рабочая область
200-07.msx200-07.txt= 2.6.2. Таблица ловушек
200-08.msx200-08.txt= 2.7. Структура видеопамяти
200-09.msx200-09.txt= 2.8. Команды видеопроцессора [89] FIXME
200-10.msx200-10.txt= 2.8.3.3. Команда HMMM
200-11.msx200-11.txt= 2.8.3.7. Команда LMMM
200-12.msx200-12.txt= 2.8.3.10. Команда SRCH
200-13.msx200-13.txt= 2.8.4. Работа с «мышью» и световым пером [89]
200-14.msx200-14.txt= 2.8.5. Регистры статуса и регистры команд
200-15.msx200-15.txt2.9. Приложение к разделу «Фоновое музыкальное сопровождение»
200-16.msx200-16.txt2.10. Использование ОЗУ таймера в компьютерах MSX-2 FIXME
200-17.msx200-17.txt2.11. Тайны микропроцессора Z80
200-18.msx200-18.txt2.12. Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления [28]
200-19.msx200-19.txt2.13. Комплекс физических упражнений для снятия утомления [28]
999-1.msx999-1.txtБиблиографический список
999-2.msx999-2.txtОглавление FIXME
999-3.msx999-3.txt= Предметный указатель операторов и функций FIXME
999-9.msx999-9.txt✔ Отзыв

Архив всех файлов, имена файлов изменены, см. readme.txt

Оглавление

Оглавление

                                   ...И указывают тысячами пальцев тысячи
                                      дорожек для скитальцев.
                                                                  Г.Лорка

   П р е д и с л о в и е   р е д а к т о р а ........................   3
   О т   а в т о р о в ..............................................   4
   В в е д е н и е ..................................................   6

Г Л А В А  I.  ОСНОВНЫЕ ОБъЕКТЫ MSX-BASIC

   I.1. Алфавит .....................................................   8
   I.2. Константы. Одинарная и двойная точность .....................   9
   I.3. Переменные ..................................................  12
   I.4. Понятие оператора. Оператор DEF .............................  14
   I.5. Массивы переменных. Оператор ERASE ..........................  15
   I.6. Имена, значения и типы ......................................  17
   I.7. Операции ....................................................  19
      I.7.1. Арифметические операции ................................  19
      I.7.2. Операции отношения. Логические операции ................  20
      I.7.3. Строковые операции .....................................  22
      I.7.4. Операции-функции .......................................  23
      I.7.5. Функция RND. Псевдопеременная TIME .....................  26
   I.8. Выражения ...................................................  30
      I.8.1. Арифметические и строковые выражения ...................  31
      I.8.2. Логические выражения ...................................  31
   I.9. Дополнение ..................................................  33
 
Г Л А В А  II.  ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ
   
   II.1. Режимы работы ..............................................  34
   II.2. Интерпретаторы и компиляторы ...............................  37
   II.3. Оформление и редактирование программ .......................  38
      II.3.1. Команда AUTO. Команда RENUM ...........................  40
      II.3.2. Команда DELETE. Команда [L]LIST .......................  41
   II.4 Линейные программы ..........................................  42
      II.4.1. Оператор присваивания LET .............................  42
      II.4.2. Оператор SWAP .........................................  45
      II.4.3. Оператор комментария REM ..............................  45
      II.4.4. Оператор вывода данных PRINT в простейшем случае ......  47
      II.4.5. Операторы ввода данных DATA и READ. Оператор RESTORE ..  50
      II.4.6. Оператор вывода PRINT в общем случае ..................  52
      II.4.7. Оператор ввода данных INPUT............................  57
      II.4.8. Оператор LINEINPUT ....................................  59
      II.4.9. Операторы END и STOP. Команда CONT ....................  61

Г Л А В А III. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ И ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ

   III.1. Оператор безусловной передачи управления GOTO .............  62
   III.2. Оператор условной передачи управления IF ..................  63
   III.3. Оператор ON GOTO ..........................................  70
   III.4. Программирование циклов ...................................  73
   III.5. Примеры ...................................................  85

Г Л А В А  IV.  ФУНКЦИИ И ПОДПРОГРАММЫ
 
   IV.1. Встроенные функции преобразования ..........................  98
      IV.1.1. LEN-функция ...........................................  98
      IV.1.2. INSTR-функция .........................................  99
      IV.1.3. VAL-функция ........................................... 100
      IV.1.4. STR$-функция .......................................... 101
      IV.1.5. ASC-функция ........................................... 103
      IV.1.6. CHR$-функция .......................................... 103
      IV.1.7. BIN$-функция .......................................... 104
      IV.1.8. OCT$-функция .......................................... 106
      IV.1.9. HEX$-функция .......................................... 106
   IV.2. Встроенные строковые функции ............................... 108
      IV.2.1. MID$-функция .......................................... 108
      IV.2.2. LEFT$-функция ......................................... 112
      IV.2.3. RIGHT$-функция ........................................ 112
      IV.2.4. STRING$-функция ....................................... 114
      IV.2.5. SPACE$-функция ........................................ 115
      IV.2.6. Примеры ............................................... 115
   IV.3. Функции пользователя. Оператор DEF FN ...................... 120
   IV.4. Подпрограммы ............................................... 123
   IV.5. Оператор ON GOSUB .......................................... 134
   IV.6. Дополнение 1 [77] .......................................... 136
   IV.7. Дополнение 2 [90] .......................................... 137
   
Г Л А В А  V.  ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC
 
   V.1. Оператор SCREEN в простейшем случае (для компьютера MSX-1) .. 138
   V.2. Оператор WIDTH. Операторы KEY OFF и KEY ON .................. 139
   V.3. Управление текстовым курсором ............................... 140
   V.4. Базовые графические операторы MSX-BASIC ..................... 142
      V.4.1. Оператор COLOR для компьютера MSX-1 .................... 142
      V.4.2. Оператор COLOR для компьютера MSX-2 .................... 144
      V.4.3. Оператор CLS ........................................... 145
      V.4.4. Оператор PSET. Оператор PRESET ......................... 145
      V.4.5. Оператор LINE .......................................... 147
      V.4.6. Оператор CIRCLE ........................................ 151
      V.4.7. Функция POINT. Оператор PAINT .......................... 154
      V.4.8. Вывод рисунков на принтер .............................. 156
   V.5. Графический макроязык GML ................................... 162
   V.6. Спрайты ..................................................... 166
      V.6.1. Формирование значения спрайта .......................... 168
      V.6.2. Вывод спрайта на экран ................................. 169
      V.6.3. Столкновение спрайтов .................................. 177
   V.7. Оператор SCREEN в общем случае .............................. 180
   V.8. Понятие файла [5]. Вывод текстовой информации на
        графические экраны .......................................... 181
   V.9.  Режим SCREEN 4 (только для компьютера MSX-2) ............... 185
   V.10. Режим SCREEN 5 (только для компьютера MSX-2) ............... 188
   V.11. Режим SCREEN 6 (только для компьютера MSX-2) ............... 199
   V.12. Режим SCREEN 7 (только для компьютера MSX-2           
         с видеопамятью 128 Кбайтов) ................................ 199
   V.13. Режим SCREEN 8 (только для компьютера MSX-2 
         с видеопамятью 128 Кбайтов) ................................ 200
   V.14. Дополнение ................................................. 201
                                                                         
Г Л А В А  VI.  МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC                            
                                                                         
   VI.1. Описание команд MML ........................................ 205
   VI.2. Oператор PLAY. Функция PLAY. Оператор BEEP ................. 210
   VI.3. Оператор SOUND ............................................. 215
   VI.4. Примеры музыкальных программ ............................... 222

Г Л А В А  VII.  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА MSX-BASIC 

   VII.1. Работа с клавиатурой ...................................... 228
      VII.1.1. Нестандартный ввод с клавиатуры ...................... 228
      VII.1.2. Функциональные клавиши ............................... 230
      VII.1.3. Джойстик ............................................. 231
   VII.2. Переход к подпрограмме по событию ......................... 237
      VII.2.1. Переход по ключу ..................................... 239
      VII.2.2. Переход по временному интервалу ...................... 240
      VII.2.3. Переход по нажатии клавиш "CTRL"+"STOP" .............. 241
      VII.2.4. Переход по джойстику ................................. 242
      VII.2.5. Одновременная обработка событий различных типов ...... 244
   VII.3. Инициализация в языке MSX-BASIC ........................... 247
   VII.4. Работа с принтером ........................................ 250
      VII.4.1. Команды для управления типом печати .................. 250
         VII.4.1.1. Управление типом шрифта ......................... 250
         VII.4.1.2. Управление шагом шрифта ......................... 251
         VII.4.1.3. Специальные режимы печати ....................... 252
      VII.4.2. Управление вертикальной позицией печатающей головки .. 255
      VII.4.3. Управление горизонтальной позицией печатающей головки. 257
      VII.4.4. Команды управления графикой .......................... 260
      VII.4.5. Использование макрокоманд ............................ 262
      VII.4.6. Другие полезные команды .............................. 263

Г Л А В А  VIII.  НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТЛАДКИ ПРОГРАММ

   VIII.1. Ошибки при программировании .............................. 265
   VIII.2. Некоторые классические приемы тестирования программ ...... 268
      VIII.2.1. Ручная проверка ..................................... 268
      VIII.2.2. Ручная прокрутка. Методические указания по ее
                проведению .......................................... 270
      VIII.2.3. Метод контрольных тестов ............................ 272
         VIII.2.3.1. Стратегия тестирования ......................... 274
         VIII.2.3.2. Тактика тестирования ........................... 276
         VIII.2.3.3. Типы тестов .................................... 280
   VIII.3. Методы локализации ошибок ................................ 282
      VIII.3.1. Трассировка ......................................... 284
      VIII.3.2. Аварийная печать .................................... 285
      VIII.3.3. Локализация с точками останова ...................... 286
      VIII.3.4. Программная обработка ошибок ........................ 288
      VIII.3.5. Некоторые причины, осложняющие поиск ошибок [57] .... 292
   VIII.4. Принципы исправления и анализа допущенных ошибок ......... 294
   VIII.5. Основные понятия структурного программирования ........... 296
      VIII.5.1. Модульность программ [49] ........................... 296
      VIII.5.2. Строение программ [49] .............................. 297
      VIII.5.3. Структурное программирование ........................ 298
   VIII.6. О стиле программирования [57] ............................ 307
   VIII.7. Недостатки языка программирования BASIC [59] ............. 311
   VIII.8. Сравнительная характеристика языков программирования ..... 313

Г Л А В А  IX.  ФАЙЛОВЫЕ СРЕДСТВА MSX-BASIC

   IX.1. Работа с файлами на дискетах ............................... 316
      IX.1.1. Форматирование дискеты ................................ 317
      IX.1.2. Имена файлов .......................................... 318
      IX.1.3. Справочная информация о файлах ........................ 320
      IX.1.4. Операторы NAME, COPY и KILL ........................... 321
      IX.1.5. Операторы LOAD, SAVE, RUN и MERGE ..................... 322
   IX.2. Файлы данных прямого доступа ............................... 324
      IX.2.1. Контрольные буферы файлов ............................. 325
      IX.2.2. Операторы OPEN и CLOSE ................................ 328
      IX.2.3. Оператор FIELD ........................................ 329
      IX.2.4. Операторы LSET и RSET ................................. 331
      IX.2.5. Функции MKI$(),MKS$(),MKD$(),CVI(),CVS(),CVD() ........ 332
      IX.2.6. Операторы PUT и GET ................................... 334
   IX.3. Файлы данных последовательного доступа ..................... 339
      IX.3.1. Операторы MAXFILES= , OPEN и CLOSE .................... 340
      IX.3.2. Операторы PRINT#,PRINT#n,USING.Функции LOF() и LOC() .. 342
      IX.3.3. Операторы INPUT, LINE INPUT#n. Функции INPUT$ и EOF ... 346
      IX.3.4. Примеры ............................................... 351
      IX.3.5. Вывод файлов данных на экран и принтер ................ 353
   IX.4. Использование RAM-диска (только для компьютеров MSX-2) ..... 358
   IX.5. Файлы на магнитной ленте ................................... 360
      IX.5.1. Работа с программными файлами ......................... 361
      IX.5.2. Работа с файлами данных ............................... 365
   IX.6. Дополнение ................................................. 366

Г Л А В А  X.  УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПАМЯТИ MSX-КОМПЬЮТЕРОВ
  
     X.1. Карта памяти (для компьютеров MSX-1) ...................... 368
     X.2. Функция PEEK и оператор POKE .............................. 370
     X.3. Таблица программных команд (PIT) .......................... 371
     X.4. Таблица переменных (VT) ................................... 374
        X.4.1. Хранение простых переменных .......................... 375
        X.4.2. Хранение элементов числовых массивов ................. 379
     X.5. Стек ...................................................... 382
     X.6. Хранение строковых величин ................................ 385
     X.7. Оператор CLEAR ............................................ 388
     X.8. Функция FRE ............................................... 389
     X.9. Рабочая область ........................................... 393
        X.9.1. Матрица клавиатуры ................................... 394
        X.9.2. Динамическая клавиатура [46] ......................... 395
     X.10. Порты ввода-вывода ....................................... 397
        X.10.1. Программируемый параллельный интерфейс (PPI) ........ 399
        X.10.2. Программируемый звуковой генератор (PSG) ............ 401
        X.10.3. Другие порты. Оператор WAIT ......................... 402
     X.11. Дополнение ............................................... 403

Г Л А В А  XI.  РАБОТА С ВИДЕОПАМЯТЬЮ И ВИДЕОПРОЦЕССОРОМ

   XI.1. Видеопамять ................................................ 405
      XI.1.1. Псевдопеременная BASE ................................. 405
      XI.1.2. Функция VPEEK. Оператор VPOKE ......................... 408
      XI.1.3. Текстовые режимы ...................................... 410
      XI.1.4. Режимы SCREEN 2 и SCREEN 4 ............................ 418
      XI.1.5. Режим SCREEN 3 ........................................ 425
      XI.1.6. Режимы SCREEN 5, SCREEN 6, SCREEN 7 и SCREEN 8
              (для компьютеров MSX-2) ............................... 428
      XI.1.7. Таблица палитр (для компьютеров MSX-2) ................ 432
      XI.1.8. Спрайты ............................................... 434
      XI.1.9. Слоты видеопамяти ..................................... 440
      XI.1.10. Порты, отвечающие за работу с видеопамятью ........... 441
   XI.2. Работа с видеопроцессором .................................. 442
      XI.2.1. Регистры установки режима ............................. 444
      XI.2.2. Регистры базовых адресов .............................. 448
      XI.2.3. Регистры цветов ....................................... 450
      XI.2.4. Регистры управления экраном ........................... 454
      XI.2.5. Некоторые регистры доступа ............................ 456
      XI.2.6. Доступ к видеопамяти .................................. 457
      XI.2.7. Регистры статуса ...................................... 458
   XI.3. Нестандартные режимы видеопроцессора ....................... 460
      XI.3.1. Режим SCREEN 4 на компьютерах MSX-1 ................... 460
      XI.3.2. Текстово-графические режимы ........................... 461

Г Л А В А  XII.  ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ

   XII.1. Задачи  ................................................... 467
   XII.2. Задачи для самостоятельного решения ....................... 493

Г Л А В А  тринадцатая.   ПРОГРАММИСТЫ ШУТЯТ
   XIII.1. Проза
   XIII.2. Поэзия
   XIII.3. Словари

msx/basic_dialogue_programming_language/author_files/author_files.txt · Последние изменения: 2023-01-23 20:45 — GreyWolf