Инструменты пользователя

Инструменты сайта


msx:basic_dialogue_programming_language:files:diff_012

Глава XII

@@ -1,16 +1,14 @@
-c1E
+\/d
 ГЛАВА XII.  ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
+\/d-
 
 
-                               Experimentia est optima rerum magastra!
-                                                      Латинская пословица
                                Программированию нельзя научить при помощи
                                выполняемых под команду  массовых  вольных
                                упражнений... В нем нужно упражняться инди-
                                видуально, как в хождении на лыжах и вожде-
                                нии автомобиля.
-                                                  Ф.Л.Бауэр,Р.Гнац,У.Хилл
-
+                                                    Ф.Бауэр,Р.Гнац,У.Хилл
 
    Преподавание программирования - дело почти безнадежное, а его изучение
 - непосильный труд. Преподаватель может всячески возиться  со  студентами,
@@ -55,13 +53,11 @@
 постепенно приобретает  качества, необходимые программисту.
    Академик А.П.Ершов говорил, что "программист должен обладать  способно-
 стью первоклассного математика к абстрактному  и  логическому мышлению, в
-сочетании с эдисоновским талантом соорудить все, что угодно из нуля и еди-
+сочетании с эдисоновским талантом соорудить все что  угодно из нуля и еди-
 ницы. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью  раз-
 ведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью  эко-
 номиста. А кроме того, программист должен иметь вкус к коллективной  рабо-
 те, понимать интересы пользователя и многое другое".
-
-
                             XII.1.  ЗАДАЧИ
 
    Задачи 12-40 представляют  собою  задачи "со звездочкой" из  школьного 
@@ -70,7 +66,7 @@
 MSX-BASIC. Часть из них использует алгоритмы, приведенные в [41,42,43].
 
    З а д а ч а 12. Дан целочисленный массив A[N]. Проверьте,есть ли в нем
-   ──────────────  элементы, равные нулю. Если есть,найдите номер первого
+   ──────────────  элементы равные нулю. Если есть, найдите номер первого
 из них, т.е. наименьшее I, при котором A[I]=0.
    NEW
    Ok
@@ -318,14 +314,11 @@
    170 FOR J=1 TO M:PRINT L(I,J);:NEXT J
    180 RETURN
 
-
                                                Аналогичный случай был ...
                                                       Бравый солдат Швейк
-
-
    З а д а ч а 21. Дан двухмерный целочисленный массив A(M,N).  Найти наи-
    ──────────────  большее целое число K, обладающее  таким  свойством: в
-любой строке таблицы есть элемент, больший или равный K.
+любой строке таблицы есть элемент больший или равный K.
    NEW
    Ok
    7 CLS
@@ -358,13 +351,10 @@
    620 NEXT:PRINT S;"=";W$
    630 END
 
-
                               Совершенные числа красивы. Но известно, что
                               красивые вещи редки  и немногочисленны, без-
                               образные же встречаются в изобилии.
                                          Никомах из Герасы (ок. 100 н.э.)
-
-
    З а д а ч а 23. Натуральное число называют  с о в е р ш е н н ы м , ес-
    ──────────────  ли оно равно сумме всех своих делителей, не считая его
 самого (например, 6=1+2+3 - совершенное число). Напишите  алгоритм, прове-
@@ -374,8 +364,9 @@
    100 INPUT"Введите натуральное N:";N:IF N=1 THEN 140
    120 FOR J=1 TO N-1
    130 IF N/J=FIX(N/J) THEN K=K+J:NEXT J:ELSE NEXT J
-   140 IF K=N THEN PRINT N"-совершенное число" ELSE PRINT N"не является с
-   овершенным"
+   140 IF K=N THEN PRINT N"-совершенное число" ELSE PRINT N" Не является 
+   совершенным..."
+
 
    З а д а ч а 23∗. Написать программу, находящую  все  совершенные числа,
    ───────────────  принадлежащие отрезку [1,N].
@@ -395,6 +386,7 @@
     496
    Ok
 
+
    З а д а ч а 24. Напечатайте в порядке возрастания первые 1000 чисел,ко-
    ──────────────  торые не имеют простых делителей,кроме 2,3 и 5.(Начало
 списка: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 15,...).
@@ -440,20 +432,20 @@
    60   FOR I=1 TO N-1 STEP 2
    70       IF A(I)<A(I+1) THEN R=A(I):D=A(I+1) ELSE R=A(I+1):D=A(I)
    80       G=G+1:PRINT"  Итак,           "G"-ОЕ ВЗВEШИВАНИЕ":PRINT
-   90       PRINT" Вес "I"-ой монеты   -"A(I)" граммов     "I+1"-ой монет
+   90       PRINT" Вес "I"- й монеты   -"A(I)" граммов     "I+1"- й монет
    ы-   "A(I+1)" граммов ":PRINT
    100      PRINT" Самая меньшая по весу из предыдущих монет -"R1" граммо
    в":PRINT
    110      G=G+1:IF R<R1 THEN R1=R
    120      PRINT" Меньшая из 2 только что взятых монет-"R"граммов; после
     сравнения этих монет ОСТАЕТСЯ монета весом "R1"граммов":PRINT
-   125 PRINT "        ("G"-ОЕ ВЗВЕШИВАНИЕ)":PRINT
+   125 PRINT "        ("G"- Е ВЗВЕШИВАНИЕ)":PRINT
    130      PRINT" Самая большая по весу из предыдущих монет -"D1" граммо
    в":PRINT
    140      G=G+1:IF D>D1 THEN D1=D
    150      PRINT" Большая из 2 только что взятых монет-"D"граммов; после
     сравнения этих монет ОСТАЕТСЯ монета весом "D1" граммов":PRINT
-   155 PRINT "        ("G"-OE ВЗВЕШИВАНИЕ)":PRINT
+   155 PRINT "        ("G"- E ВЗВЕШИВАНИЕ)":PRINT
    160                    H$=INPUT$(1):GOSUB 200
    170  C=C+3:NEXT I
    180        PRINT:PRINT"После долгих стараний: ("C" взвешиваний) мы наш
@@ -490,7 +482,7 @@
 100·N взвешиваний на чашечных весах без гирь.
    5 'Автор программы: Шарковский Игорь (9 класс), 02.01.90
    10 KEY OFF:CLS:COLOR 15,4
-   20 INPUT"Количество монет (нечетное число, не большее 13)";N
+   20 INPUT"Количество монет (нечетное число не большее 13)";N
    30 IF N/2=FIX(N/2) OR N>13 THEN CLS :RUN20 ELSE X=RND(-TIME):DIM A(N)
    40 PRINT "В вашем кошельке лежат монеты:"
    50 FOR I=1 TO N:PRINT "┌────┐";:NEXT:PRINT:
@@ -514,11 +506,12 @@
    по массе)":FOR I=1 TO 1000:NEXT:PRINT
    190 PRINT "Средняя по массе монета в Вашем кошельке -"A(FIX(N/2)+1)"г"
    :PRINT"Число взвешиваний -"K :FOR I=1 TO 1000:NEXT
-   220 LOCATE 4+FIX(N/2-1)*6,11:PRINT "   ▁▄▇▄▁"
-   230 LOCATE 4+FIX(N/2-1)*6,12:PRINT "    ▊▊▊"
+   220 LOCATE 4+FIX(N/2-1)*6,11:PRINT "     ▲  "
+   230 LOCATE 4+FIX(N/2-1)*6,12:PRINT "     │ "
    235 LOCATE 4+FIX(N/2-1)*6,13:PRINT "  ВОТ ОНА"
    240 LOCATE 0,24
 
+
    З а д а ч а 28. Последовательность A(1),A(2),A(3),... определяется так
    ──────────────      А(1)=1, A(2N)=A(N), A(2N+1)=A(N)+A(N+1).
 Напишите программу, вычисляющую A(N) по известному N.
@@ -530,11 +523,8 @@
    520 PRINT A(I);:NEXT:PRINT:PRINT "An=";A(N)
    530 END
 
-
                                 Каждая истинная работа имеет свою красоту.
-                                                                Н.К.Рерих
-
-
+                                                                  Н.Рерих
    З а д а ч а 29. Дан целочисленный массив A(N).Найдите наименьшее число
    ──────────────  К элементов, которые нужно "выкинуть" из последователь-
 ности A(1),A(2),...,A(N), чтобы осталась возрастающая последовательность.
@@ -567,9 +557,8 @@
 примеров без утомительного набора их на клавиатуре. Строки с 30 по 100 по-
 зволяют с помощью дополнительного массива Q найти наименьшее число  K эле-
 ментов, которые нужно "выкинуть" из массива, чтобы  осталась возрастающая
-подпоследовательность. И, наконец, в строках 120-140 происходит выделение
+подпоследовательность. И  наконец, в строках 120-140 происходит выделение
 этой максимальной по длине подпоследовательности. 
-
    З а д а ч а 30. Дано три целочисленных  массива   A(N), B(N), C(N). Из-
    ──────────────  вестно, что существуют  целые  числа, встречающиеся во
 всех трех таблицах. Найдите одно из таких чисел.
@@ -649,8 +638,7 @@
    160 IF D=0 THEN:::IF C=0 THEN PRINT "Неопределенность":END ELSE PRINT"
    Нет решения":END:::ELSE
    170 IF FIX(C/D)*D<>C THEN PRINT "Нет решения":END
-   180 A=A/D:B=B/D:C=C/D 'Уравнение приведем к виду, когда A и B взаимно 
-   простые.
+   180 A=A/D:B=B/D:C=C/D 'A и B сделаем взаимно простыми
    190 IF N=0 THEN V=0:U=1 ELSE V=1:U=0:::FOR I=N-1 TO 1 STEP -1:S=V:V=U
    -V*Q[I]:U=S:NEXT I
    200 X=C*U*SGN(A):Y=C*V*SGN(B):C=FIX(X/B):X=X-C*B:Y=Y+C*A'Частные решен
@@ -672,11 +660,9 @@
    330 '│ 10 │ 12 │ 97  │  Нет решения  │
    340 '└───────────────────────────────┘    
 
-                                            А вы, друзья, как не садитесь,
+                                            А вы, друзья, как ни садитесь,
                                             Все в музыканты не годитесь.
-                                                               И.А.Крылов
-
-
+                                                                 И.Крылов
    З а д а ч а 33. Перестановкой  N  чисел  называется последовательность
    ──────────────   A(1),A(2),...,A(N), в которой встречаются  по  одному
 разу все числа от  1 до N. (Например, перестановками трех чисел  являются:
@@ -691,16 +677,15 @@
 ния всех перестановок (без повторений). Некоторые из этих незаслуженно за-
 бытых методов были переоткрыты в настоящее время в связи с появлением циф-
 ровых машин. Это искусство просуществовало до наших дней, поскольку знаме-
-нитая  "Книга рекордов Гиннеса"  содержит  упоминание  о  выбивании  всех
+нитая   Книга рекордов Гиннеса   содержит  упоминание  о  выбивании  всех
 8!=40320 перестановок на 8 колоколах в 1963 году;установление этого рекор-
 да потребовало 17 часов 58.5 минут! Конечно, использование цифровых машин
 позволяет генерировать перестановки значительно быстрее,однако разница не
 так уж велика, как можно было бы подумать - за 18 часов даже  самый  быст-
 рый компьютер не сможет получить все перестановки n-элементного множества,
 если n>13 (с другой  стороны, перестановки  8-элементного множества можно
-получить в течении доли секунды). Это простое следствие того факта,что n!
+получить в течение доли секунды). Это простое следствие того факта,что n!
 растет весьма быстро с ростом n.
-
    Укажем алгоритм получения всех перестановок из N элементов.
 Пусть имеется множество элементов A={A ,A ,...,A }. Обозначим  две разные
                                       1  2      N
@@ -708,7 +693,6 @@
                         i  i      i           j  j      j
                    А =[A ,A ,...,A ]  и  A =[A ,A ,...,A ] .
                     i   1  2      N       j   1  2      N
-
    Определение. Две перестановки  называются  у п о р я д о ч е н н ы м и 
    ───────────
 в  л е к с и к о г р а ф и ч е с к о м  смысле, A >A , если:
@@ -720,14 +704,12 @@
                    i  j                          i  j
                   A =A  для всех l из [1,k-1] и A >A .
                    l  l                          k  k
-
    П р и м е р 1. Пусть A={1,2,3,4};A =[4,3,2,1];A =[4,2,1,3].
    ─────────────                     i            j
 Перестановки A  и A  упорядочены лексикографически, A >A ,так как выполня-
               i    j         i  j    i  j            i  j 
 ются условия                A =A  и А >A .
                              1  1    2  2
-
    П р и м е р 2. Лексикографически упорядочены фамилии владельцев телефо-
    ─────────────  нов в телефонном справочнике.
    Таким образом, если мы научимся генерировать перестановки в лексикогра-
@@ -735,7 +717,7 @@
 "самой маленькой" и кончая "самой большой".
    Пусть исходное множество, для которого нужно получить  все  перестанов-
 ки, есть множество натуральных чисел 1,2,...,N.  Положим, что исходная пе-
-рестановка 1,2,...N. Текущую перестановку обозначим
+рестановка - 1,2,...N. Текущую перестановку обозначим
                             A=[A ,A ,...,A ] .
                                 1  2      N
    Предлагается следующая последовательность действий (можно доказать,что
@@ -788,7 +770,6 @@
    Кстати, какие изменения нужно внести в программу,чтобы она строила все
 перестановки множества букв латинского алфавита? Может  ли  она проделать
 те же преобразования с буквами русского алфавита?
-
    З а д а ч а.  Написать все предложения,которые можно составить из слов
    ───────────   "Ваши прекрасные глаза", "прекрасная маркиза","от любви",
 "сулят", "мне", "смерть"  путем их всевозможных перестановок (данная ситу-
@@ -873,7 +854,7 @@
    10 CLS:INPUT"Число городов";N
    20 DIM CC[N,N],ST[N,N],G[N]
    30 FOR I=1 TO N:FOR J=1 TO N
-   40 PRINT"Из"I"-го города в"J"-ый:";:INPUT CC[I,J]
+   40 PRINT"Из"I"-го города в"J"- й:";:INPUT CC[I,J]
    50 NEXT J,I
    60 PRINT"Это - данная таблица:"
    70 FOR I=1 TO N:FOR J=1 TO N:PRINTCC[I,J];TAB(4*J);:NEXTJ:PRINT:NEXTI
@@ -895,14 +876,11 @@
    220 FOR I=1 TO N:FOR J=1 TO N 'Вывод таблицы цен
    230 PRINT ST[I,J];TAB(4*J);:NEXT J:PRINT:NEXT I
 
-
                                   Вся шахматная партия - это один замаски-
                                   рованный ход конем.
                                                              С.Тартаковер
                                   Трава не растет там,где ступил мой конь.
                                                     Аттила - вождь гуннов
-
-
    З а д а ч а 37.  Существует способ обойти  шахматным  конем  шахматную
    ──────────────   доску, побывав на каждом поле по одному разу. Составь-
 те алгоритм отыскания такого способа.
@@ -1120,15 +1098,18 @@
    5,1,25,25,25,25,25,1,1,254
 
 
+
+
+
+
+
                                      Если в задаче меньше трех переменных,
                                      это не задача; если  больше  восьми -
                                      она неразрешима. 
                                                               Закон Мэрфи
-
-
    З а д а ч а 38. Существуют способы расстановки  8 ферзей  на шахматной
-   ──────────────  доске так, чтобы они не били друг друга. Составьте  ал-
-горитм, отыскивающий один из таких способов.
+   ──────────────  доске такие, что они не бьют друг друга. Составьте  ал-
+горитм, отыскивающий хотя бы один из них.
    NEW
    Ok
    10 'Расстановка 8 ферзей. Минимальное время работы - 14 минут.
@@ -1206,6 +1187,10 @@
    570 PUT SPRITE 8,(20*N8+2,20*8+2),8,1
    580 RETURN
 
+
+
+
+
    З а д а ч а 39. Некоторые натуральные числа могут быть представлены  в
    ──────────────  виде суммы кубов целых неотрицательных чисел: например,
 9=2^3+1^3, 27=3^3+0^3. Составьте алгоритм, отыскивающий  наименьшее  нату-
@@ -1232,6 +1217,8 @@
     1729=10^3+9^3
    Ok
 
+
+
    З а д а ч а 40. Составьте алгоритм, вычисляющий  по заданным веществен-
    ──────────────  ным числам A, B, C, D величины A·C+B·D и A·D-B·C. Этот
 алгоритм может использовать промежуточные величины, операции сложения, вы-
@@ -1272,8 +1259,8 @@
    NEW
    Ok
    22 CLS:PRINT:PRINT:INPUT"Число М ";M:DIM A$(17)
-   50 FOR I=1 TO 4:FOR J=1 TO 4:FOR K=1 TO 4:FOR L=1 TO 4:FOR N=1 TO 4:FO
-   R S=1 TO 4:FOR P=1 TO 4:FOR R=1 TO 4:A=1
+   50 FOR I=1 TO 4: FOR J=1 TO 4: FOR K=1 TO 4: FOR L=1 TO 4:
+      FOR N=1 TO 4: FOR S=1 TO 4: FOR P=1 TO 4: FOR R=1 TO 4: A=1
    70  IF I=1 THEN A=A+2:A$(2)="+"  ' ∗∗∗ В строках 70-390 осуществляется
    80  IF I=2 THEN A=A-2:A$(2)="-"  ' полный перебор возможных комбинаций
    90  IF I=3 THEN A=A*2:A$(2)="*"  ' расположения символов  +,-,*,/  меж-
@@ -1309,7 +1296,7 @@
    390 IF A=M THEN G=G+1:GOTO 420
    395 LOCATE 16,7:PRINTI;J;K;L;N;S;P;R;
    400 NEXT R,P,S,N,L,K,J,I
-   410 IF W<>=4THENPRINT"УВЫ......":END ELSE END
+   410 IF W=4 THEN PRINT "УВЫ...": END ELSE END
    420 FOR Y=1 TO 17 STEP 2:A$(Y)=STR$((Y+1)/2):NEXTY
    430 LOCATE0,10+G:FOR Y=1 TO 17
    440 PRINTA$(Y);:NEXT Y
@@ -1322,11 +1309,10 @@
     1 + 2 + 3 * 4 + 5 + 6 - 7 + 8 + 9
                 ···
    Ok
-
    З а д а ч а 43. Составить программу,  определяющую количество "счастли-
    ──────────────  вых" автобусных билетов (номер билета  шестиразрядный).
-Билет считается "счастливым", если  сумма трех старших цифр его номера со-
-впадает с суммой трех младших цифр.
+Билет считается "счастливым", если  сумма трех первых цифр  его номера со-
+впадает с суммой трех последних цифр.
         П е р в ы й  способ.                     В т о р о й  способ.
  10 INPUT N,M                           10 TIME=0:DIM A%(27)
  20 FOR T=INT(N/1000) TO INT(M/1000)    20 FOR I=0 TO 9:FOR J=0 TO 9:FOR
@@ -1453,11 +1439,9 @@
 
                                                    Что наша "Жизнь"? Игра!
                                                                 М.Гарднер
-
-
    З а д а ч а 46. Написать программу, реализующую  на  текстовом  экране
    ──────────────  алгоритм игры "Жизнь".
-   Игра "Жизнь" придумана сотрудником Кембриджского универитета Дж. Конве-
+   Игра "Жизнь" придумана сотрудником Кембриджского университета Дж.Конве-
 ем. "Жизнь" - многоклеточное сообщество, населяющее пустыню, которая пред-
 ставляет собой прямоугольную решетку, каждая ячейка которой  вмещает одну
 клетку Жизни. Мерой течения времени служит смена поколений Жизни, принося-
@@ -1552,14 +1536,13 @@
                                                            1   2       n
 заменяя каждую левую скобку на 1, и каждую правую скобку - на -1.Этот мас-
 сив назовем  и з о б р а ж е н и е м  слова A. Имеет место следующая
-
    Т е о р е м а.  Массив    A , A ,..., A , где A =±1 , i=1, 2,..., n
    ─────────────              1   2       n       i
 является изображением правильного скобочного выражения тогда и только тог-
 да, когда
    α) A =1;
        1                                           k
-   β) для каждого k такого, что 1<k<n, выполнено   ∑  A  ≥ 0;
+   β) для каждого k такого  что 1<k<n, выполнено   ∑  A  ≥ 0;
                                                   i=1  i
         n
    γ)   ∑  A  = 0.
@@ -1578,7 +1561,7 @@
 ное зерно возвращается в банку, а если они разного цвета, то в  банку воз-
 вращается белое зерно.
    Требуется при помощи компьютера качественно описать множества белых  и
-черных зерен, первоначально находившихся в банке, при условии, что послед-
+черных зерен, первоначально находившихся в банке, при условии  что послед-
 нее зерно, оставшееся в банке - черное (соответственно - белое).
    NEW
    Ok
@@ -1609,13 +1592,11 @@
 
              XII.2.  ЗАДАЧИ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  РЕШЕНИЯ
 
-
                                  Один человек купил трех коз и заплатил 3
                                  рубля. Спрашивается: по чему каждая коза
                                  пошла?
                                   Старинная задача-шутка (конец ХVI века)
 
-
    1. Для запоминания числа π иногда используют "магические" фразы, напри-
 мер:"это я знаю и помню прекрасно пи многие знаки мне лишни напрасны" или
 "кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знаетъ". Число  букв  в
@@ -1645,13 +1626,13 @@
 совпадают, то игра не закончена. Ведущий сообщает игроку  количество  "бы-
 ков" и "коров", содержащихся в предложенном им пробном числе. "Быками" на-
 зывают те его цифры, которые по значению и позиции совпадают  с соответст-
-вующимий цифрами задуманного кода. В нашем  примере "бык"  один - цифра 8.
+вующими  цифрами задуманного кода. В нашем  примере "бык"  один - цифра 8.
 "Коровы" - это цифры, которые совпадают с цифрами задуманного кода, но на-
 ходятся в иных позициях. В числе 7984 "коров" две: 9 и 4. Понятно, что от-
 гадать код или назвать четыре "быка" - это одно и тоже.
 
   4. Написать программу определения соответствующего дня недели по извест-
-ным целым числам: J - число, М - месяц, А - год,применяя метод Ленуара М.,
+ным целым числам: J - число, М - месяц, А - год,применяя метод  М.Ленуара,
 который заключается в следующем:
    1) вычислить величину N:
        если месяц - январь или февраль високосного года, то N=1;
@@ -1665,18 +1646,15 @@
    2) вычислить "код" дня С по формуле:
                        С=[365.25·А2]+[30.56·М]+J+N;
    3) вычислить остаток S от деления С на 7:
-      если S=0, то день - среда,если S=1, то день - четверг, если S=2, то
-      день - пятница,..., если S=6, то день - вторник.
-
+      если S=0, то день - среда; если S=1, то  день - четверг; если  S=2,
+      то день - пятница,...; если S=6, то день - вторник.
 
                                   Незатейливые головоломки о целых числах
                                   веками служили источником обновления ма-
                                   тематики.
-                                                              Г.Д.Биркгоф
-
-
+                                                                Г.Биркгоф
    5. Гольдбахом было высказано предположение, что  каждое  четное  число,
-большее или равное 4, представимо в виде суммы двух простых.
+большее или равное 4 представимо в виде суммы двух простых.
    Это предположение до сих пор не доказано и  не  опровергнуто. Написать
 программу проверки этой гипотезы для данного  четного  числа. Результатом
 выполнения программы должен быть вывод самого числа,если не удалось найти
@@ -1685,12 +1663,12 @@
 
    6. Составить программу поиска среди чисел  n, n+1, ..., 2n  так называ-
 емых  б л и з н е ц о в, т.е. двух простых чисел,разность которых равна 2.
-Если близнецы в указанном диапазоне найдены, то вывести 1, если близнецов
+Если близнецы в указанном диапазоне найдены, то вывести 1; если близнецов
 нет, то вывести 0.
 
    7. Написать игровую программу "Игры на дорожке". Суть ее в том,что два
 противника двигают фишки, находящиеся на противоположных сторонах дорожки,
-разбитой на n полей, например,на одной из вертикалей шахматной доски, где
+разбитой на n полей, например на одной из вертикалей шахматной доски, где
 дорожка содержит 8 полей. Ходы делаются поочередно.За один ход каждый уча-
 стник может подвинуть свою фишку не более чем на m полей вперед или назад.
 При этом нельзя перепрыгивать через фишку партнера и покидать пределы  до-
@@ -1704,6 +1682,7 @@
 где: [] - символ выделения целой части,
       α - искомый показатель, l=[lg(n)/lg(p)].
    Например, если n=367, p=3, то α=180.
+
    З а м е ч а н и е. Так можно разложить n! на простые множители,беря за
 p последовательно все простые числа, меньшие n .
 
@@ -1748,15 +1727,13 @@
    Вторая дружественная пара (1184 и 1210) была найдена в 1867 году  шест-
 надцатилетним итальянцем Б. Паганини.
    Написать программу для нахождения дружественных  чисел, используя  спо-
-соб, указанный еще в 9-м веке арабским математиком Сабитом ибн Корра.
-
+соб, указанный еще в IX в. арабским математиком Сабитом ибн Корра.
    Т е о р е м а  С а б и т а . Если все три числа
                   n-1                     2n-1
              p=3·2   -1 , q=3·2ⁿ-1 , r=9·2    -1  - простые, то числа
                        A=2ⁿpq  и  B=2ⁿr           - дружественные.
-
    При n=2 числа p=5, q=11 и p=71 - простые, и получается  пара чисел 220
-и 284, найденная еще Пифагором. Однако, теорема Сабита дает дружественные
+и 284, найденная еще Пифагором. Однако  теорема Сабита дает дружественные
 числа и при других n, например:
                            n=4               n=7
                          А=17296           А=9363584
@@ -1787,7 +1764,16 @@
 ветствующие числа  a , a   ,..., a  .
                     s   s-1       0
 
+   16. Известно, что если наудачу выписаны два натуральных числа, то веро-
+ятность того, что они взаимно просты, равна 6/π² (задача П.Л.Чебышева).
+   Используя этот результат, вычислить число π.
+
+   17. Вычислить   √ 1+2·√ 1+3·√ 1+4·√ 1+···
+   Выдающийся индийский математик Рамануджан доказал, что результат равен
+трем.
+
    Наконец, отметим, что очень много интересных и сложных задач приведено
 в  книге  С.А.Абрамова, Г.Г.Гнездилова, Е.Н.Капустина, М.И.Селюна "Задачи
-по программированию". М.:Наука,1988.
+по программированию" (М.:Наука,1988).
+
msx/basic_dialogue_programming_language/files/diff_012.txt · Последние изменения: 2022-10-01 13:59 — GreyWolf