Это старая версия документа!
Автор: Леонид Бараз
Версия 1 MSX/MSX2
Программа XDBG представляет собой экранный отладчик программ, написанных на ассемблере Z80.Этот отладчик может использоваться на ПЭВМ MSX 2 и MSX , оснащенных Yamaha V9938 (VDP) ( Yamaha YIS-503IIR), под управлением операционной системы dos (в том числе в варианте Ю.В.Галутина).
Команда вызова отладчика:
A>XDbg[/p[/s]][/M] [имя-программы]
После XDbg в команде запуска можно указать от одного до трех флажков, которые определяют, в каком слоте памяти должен располагаться собственно отладчик. Первые два флажка определяют номера первичного и вторичного слота соответственно XDbg/3/0
— слот 3-0, XDbg/1
— слот 1 нерасширенный). Флажок /M предписывает использование маппера (отладчик располагается в страницах FF, FE и FD). При переносе отладчика максимально возможный размер загружаемой и отлаживаемой программы может достигать 48Kбайт.
При отсутствии флажков отладчик размещается в основной оперативной памяти, оставляя для программы пользователя вместе с таблицей символических имен только 32КБайт. Однако перенести отладчик в параллельную память можно и в процессе работы посредством команды ESC U (см. ниже).
Примеры отображения на экране:
Режим листинга ассемблера
окно заголовка ┌──────────────────────────────────────────────────┐ ┌02000┬───────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┐ │List │ X-DEBUGGER Version 1.0 Help:<Esc>? Visual:Trace │ EI PC=D827 I=00│ ├─────┼──────────────────────────────────────────────────┬────┤8B/02/8B/8B R=58│ │ │ 7FF8:60 LD H,B │ │--/--/--/-- │ │ │ 7FF9:4B LD C,E │ │T=838B:CE6B/89C3│ │00~00│ 7FFA:03 INC BC │ ├────────────────┤ │ │ 7FFB:1A LD A,(DE) │ │ A=00 . sZxHxpNC│ │ │ 7FFC:FE 38 CP 38 │ │ BC=0240: 00 . │ │ │ 7FFE:FF RST 38 │ │ DE=0000: C3 "ц"│ │ │ 7FFF:FF RST 38 │ │ HL=7FFD: 38 "8"│ │ │MEM80@:8000:00 NOP │0078│ IX=1377: 2A "*"│ │C0-C0│ 8001:00 NOP │ │ IY=0A00: 53 "S"│ │ │ 8002:00 NOP │ ├────────────────┤ │20+1A│ 8003:20 FB JR NZ,MEM80@:8000 │ │A'=00 . szxhxpnc│ │ │ 8005:DD 2A 08 80 LD IX,(PRED:8008) │ │BC'=0120: E1 "А"│ │00+00│ 8009:C1 POP BC │ │DE'=0A00: 53 "S"│ │ │ 800A:CD CD D9 CALL D9CD │ │HL'=1100: 0E . │ ├─┬───┴──────────────────────────────────────────────────┴────┼────────────────┤ │ │ 3FC0:E7 38 EB 2A E9 38 7D 93 6F 7C 9A 67 22 EB 38 2A│Г8К*И8}.o|.g"К8*│ │-│ 3FD0:E7 38 EB 21 18 39 C3 0A 1F CD 36 11 22 E9 38 EB│Г8К!.9ц..м6."И8К│ │ │ 3FE0:2A E7 38 7B 95 6F 7A 9C 67 22 EB 38 2A E9 38 EB│*Г8{.oz.g"К8*И8К│ │+│ 3FF0:21 1E 39 C3 0A 1F 0E 07 25 3D 20 03 E9 3C 32 03│!.9ц....%= .И<2.│ │ │DRIVER:4000:41 42 6F 57 76 65 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00│ABoWve..........│ │ │ 4010:C3 F5 74 C3 86 78 C3 09 79 C3 23 79 C3 50 79 C3│цУtц.xц.yц#yцPyц│ │~│ 4020:82 78 C3 35 5B 37 C3 AC 60 C3 14 62 00 C3 AE 5F│.xц5[7ц∞`ц.b.ц∈_│ │ │ 4030:2A 4B F3 C9 DD E5 DD 21 B7 00 CD AB 40 DD E1 30│*KСищЕщ!≈.мδ@щА0│ └─┴───────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────┘
Режим загрузки программы
окно запроса (дополнительное окно файлов) ┌──────────────────────────────────────────────────┐ ┌1F000┬───────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┐ │Input│ File:B:prog .COM Area:07F0-BEFC Reloc:0100->07F0 │ EI PC=0100 I=00│ ├─────┼──────────────────────────────────────────────────┬────┤8B/8B/8B/8B R=7B│ │ │ 012F:CB 16 RL (HL) │ │FB/FA/F9/F8 │ │ │ 0131:30 0F JR NC,0142 │ │T=BEFB:CE6B/89C3│ │ │ 0133:E5 PUSH HL │ ├────────────────┤ │ │ 0134:DD 66 00 LD H,(IX+00) │ │ A=00 . szxhxpnc│ │ │ 0137:DD 6E FF LD L,(IX-01) │ │ BC=0000: C3 "ц"│ │ │ 013A:19 ADD HL,DE │ │ DE=0000: C3 "ц"│ │ │ 013B:DD 74 00 LD (IX+00),H │ │ HL=0000: C3 "ц"│ │ │ 013E:DD 75 FF LD (IX-01),L │ │ IX=0000: C3 "ц"│ │ │ 0141:E1 POP HL │ │ IY=0000: C3 "ц"│ │ │ 0142:DD 23 INC IX │ ├────────────────┤ │ │ 0144:0B DEC BC │ │A'=00 . szxhxpnc│ │ │ 0145:78 LD A,B │ │BC'=0000: C3 "ц"│ │ │ 0146:B1 OR C │ │DE'=0000: C3 "ц"│ │ │ 0147:20 DF JR NZ,0128 │ │HL'=0000: C3 "ц"│ ├─┬───┴──────────────────────────────────────────────────┴────┼────────────────┤ │V│ 1F020:17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17│................│ │V│ 1F030:17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 12 17│................│ │V│ 1F040:17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 19│................│ │V│ 1F050:16 49 6E 70 75 74 16 20 46 69 6C 65 3A 20 70 72│.Input. File:B:P│ │V│ 1F060:6F 67 20 20 20 20 20 20 20 20 41 72 65 61 3A 20│ROG .COM Are│ │V│ 1F070:30 37 46 30 2D 38 41 31 42 20 20 52 65 6C 6F 63│a:07F0-8A1B Rel│ │V│ 1F080:3A 20 30 31 30 30 2D 3E 30 37 46 30 20 20 16 20│oc:0100->07F0 . │ │V│ 1F090:45 49 20 50 43 3D 30 31 30 30 20 52 3D 37 42 16│EI PC=0100 .│ └─┴───────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────┘
Отладчик обеспечивает:
<имя>.<тип>
и <имя>.SYM
);
При запуске отладчик переводит систему в 80–символьный режим и загружает в оперативную память программу, если ее имя указано в команде (имя указывается без уточнения; загружаются файлы <имя>.<тип>
и <имя>.SYM
).
В процессе работы на экране выделяются поля разметки и поля данных. Курсор всегда находится в одном из полей данных, и только в такие поля можно вносить изменения. При выходе курсора из текущего поля его новое содержимое проверяется и заносится в память машины; все остальные поля экрана при этом приводятся (по возможности) в соответствие с содержимым изменённого поля. Например, для изменения байта или слова данных в любом поле достаточно просто набрать его новое значение и выйти из поля. Аналогично, для того, чтобы передвинуть окно листинга или дампа на другие адреса памяти, достаточно в любой строке набрать нужное имя в поле имени или нужный адрес в поле адреса. Для создания нового имени достаточно набрать его в соответствующем поле, а для удаления существующего — заменить его на новое или заполнить поле имени пробелами.
Все поля данных, имеющиеся на экране, сгруппированы в окна: три основных («дампа», «листинга» и «регистров») и одно дополнительное («заголовка», «файлов» или «памяти»). Курсор перемещается в пределах одного окна с помощью стрелок, клавиш Ввод ⏎, TAB и Ctrl+F. Листание осуществляется по клавишам Ctrl+J (вверх) и Ctrl+Q (вниз). Редактированиение информации выполняется символьными клавишами, а также клавишами INS, DEL и BS. Переход в другое окно (и установка дополнительного окна) выполняются по одной из следующих команд:
ESC L Работа в окне листинга ассемблера.
Левая колонка содержит точки приостанова (для них указывается максимальный счетчик, признак активности (+ -
активна, ~ -
активна в параллельном банке памяти, - -
неактивна) и текущее значение счетчика). В основной части каждой строки окна располагаются поля имени, адреса, байтов, образующих команду, и самого текста команды.
Правая колонка окна содержит значения счетчиков профилей выполнения программы (в строках команд с символическими именами).
Имена во всех полях (в том числе и в текстах команд) должны заканчиваться двоеточием. Например, команды могут записываться в следующем виде:
LD A,(name:3000) LD A,(name:) LD A,(3000)
Команда RST 30
(Inter-Slot Call) дополняется в качестве операндов номером слота и адресом вызова.
ESC D Работа в окне дампа.
Левая колонка содержит признаки контроля изменения байта памяти с указанием активности контроля (+/-/~
). В основной части каждой строки окна имеются поля имени, адреса, 16 полей байтов в шестнадцатиричном виде и 16 полей тех же байтов в символьном виде.
3. ESC V Работа в окне дампа видеопамяти.
Содержимое видеопамяти отображается так же, как и в режиме ESC D, однако левая колонка заполняется буквами V (для VRAM) или E (для ERAM). При просмотре VRAM поле адреса дополняется слева еще одним разрядом, чтобы охватить все 128 Kбайт.
ESC R Работа в окне регистров.
Окно содержит поля значений всех регистров, а также байтов или слов, на которые указывают шестнадцатибитные регистры. Одновременно с шестнадцатиричными значениями байтов выдается их символьное представление.
Кроме того, имеются поля счетчика команд (PC), состояния обработки прерывания (EI/DI) и выбранного банка памяти (с указанием слота и страницы маппера) для всех четырех 16 Kбайтных страниц. Наличие или отсутствие маппера распознается автоматически.
ESC Y Показ символических имен.
Окно листинга ассемблера заполняется строками, соответствующими символическим именам.
ESC B Показ точек приостанова.
Окно листинга ассемблера заполняется строками, соответствующими точкам приостанова.
ESC H Показ контролируемых байтов.
Окно дампа заполняется строками, соответствующими адресам байтов, изменение которых контролируется.
ESC I Чтение файлов.
В дополнительном окне располагаются поля имени файла и интервала адресов для размещения программы. После нажатия клавиши перевода строки файл с именем <имя>.<тип>
считывается в память (конфигурация слотов и маппера определяется соответствующими полями в окне регистров).
Кроме того, к таблице имен присоединяются имена из файла <имя>.SYM
, если он есть. С помощью полей Reloc:
можно указать настройку символических имен на нестандартный начальный адрес программы.
ESC O Запись файлов.
В дополнительном окне располагаются поля имени файла и интервала адресов. После нажатия клавиши перевода строки указанная область памяти записывается в файл <имя>.<тип>
, а все символические имена — в файл <имя>.SYM
(конфигурация слотов и маппера определяется соответствующими полями в окне регистров).
ESC M Пересылка информации.
В дополнительном окне располагаются поля запроса двух интервалов адресов: откуда и куда требуется переслать информацию. При изменении начального адреса в дном из интервалов соответствующий конечный адрес автоматически изменяется так, чтобы длины интервалов совпали. При изменении конечного адреса таким же образом меняется конечный адрес другого интервала.
ESC F Заполнение области памяти.
В дополнительном окне располагаются поля запроса интервала адресов и образца для заполнения. Образец для заполнения может быть набран в символьном или шестнадцатиричном виде (вид определяется полем, содержащим букву C или X соответственно). Размер образца определяется положением курсора в момент нажатия клавиши Ввод ⏎.
ESC S Поиск образца.
В дополнительном окне располагаются поля запроса интервала адресов и образца для поиска. Образец для поиска может быть набран в символьном или шестнадцатиричном виде (вид определяется полем, содержащим букву C или X соответственно). Размер образца определяется положением курсора в момент нажатия клавиши <перевод строки>. Поиск можно прервать нажатием CTRL+STOP.
ESC E Начальная установка регистров.
Все регистры устанавливаются в 0, счетчик команд PC устанавливается на 100h, состояние прерываний — разрешены (EI), всем страницам памяти сопоставлены основные банки памяти (установленные при запуске отладчика).
ESC C Шестнадцатеричный калькулятор.
В дополнительном окне располагаются два поля операндов (четырехзначные шестнадцатеричные числа), поле знака операции (+, -, *, /, %) и поле показа результата. Поле результата заполняется при смене любого операнда или знака операции.
ESC T Установка базового адреса PNT и PGT отладчика.
Поле базового адреса располагается в левом верхнем углу рамки. При вводе нового значения в этом поле PNT и PGT переносятся на указанный адрес и автоматически инициализируются. Таблицы PNT и PGT занимают 1000h байт VRAM, начиная с указанного адреса.
ESC U Перенос отладчика в параллельную память.
Программы и данные самого отладчика переносятся в ту память, которая задана полями слотов и маппера в окне регистров. При этом для загрузки и отладки программ пользователя становится доступным около 48 Кбайт памяти.
Перенос в параллельную память не может быть выполнен, если хотя бы одна из трех страниц (0000-3FFF,4000-7FFF, 8000-BFFF) совпадает с первоначальной по слотовому адресу. Кроме того, если при запуске отладчика или в процессе работы перенос выполнен, его нельзя ни отменить, ни изменить; можно только выйти из отладчика и загрузить его снова.
CTRL+G Запуск программы.
Программа начинает выполняться с адреса, находящегося в счетчике команд PC. Устанавливается заданное пользователем распределение банков памяти.
Если режим мультипликации выключен (Visual:No
), на время работы программы экран переключается на обычную страницу системы (0000h). Если же режим мультипликации включен (Visual:Exec
или Trace
), системная страница не включается, зато после каждой исполненной команды обновляется содержимое экрана отладчика. В режиме Visual:Exec
исполняется отдельно каждая команда, а в режиме Visual:Trace
взамен одной команды CALL исполняется вся вызываемая подпрограмма.
Все точки приостанова устанавливаются в основных банках памяти (которые были включены при запуске отладчика).
При достижении одной из активных точек приостанова (с признаком «+» или «~») либо выполняется уменьшение счетчика (если он ненулевой), либо приостанавливается выполнение программы и управление передается отладчику. Аналогично выполнение программы приостанавливается при изменении содержимого одного из активных контролируемых байтов. Следует иметь в виду, что выполнение программы значительно замедляется при установке контроля изменения байтов.
Выполнение программы можно приостановить нажатием клавиши STOP (если прерывания в этот момент разрешены). При выполнении команды RET
с начальным состоянием стека или команды RST 0
управление также передается отладчику; при этом считается, что программа успешно завершена.
Обработка точек приостанова организуется с помощью RST 0
, поэтому все остальные команды RST
могут использоваться в отлаживаемой программе без ограничений. После возврата управления отладчику в окне листинга ассемблера первая строка устанавливается на команду, с которой начиналось выполнение, а вторая — на ту, которая вызвала приостанов (в ней устанавливается курсор).
Передача управления отладчику при достижении точки приостанова или при завершении программы возможна только при условии, что странице 0000h-3FFFh в этот момент сопоставлен основной банк памяти (тот же, что и при запуске отладчика).
При выполнении программы ведется подсчёт профилей по всем символическим именам (при каждом прерывании и при трассировке отдельной команды увеличивается на единицу счетчик профиля ближайшего символического имени с адресом, меньшим текущего PC). Значения счетчиков профиля отображаются в правой колонке окна листинга ассемблера.
CTRL+X SELECT Выполнение одной команды.
Выполняются те же действия, что и по указанию CTRL+G, но исполняется только одна команда (расположенная по адресу из счетчика команд PC). Можно исполнять также команды, находящиеся в ПЗУ (однако точки приостанова в ПЗУ устанавливать нельзя).
CTRL+T Выполнение команды с обходом подпрограммы.
Выполняется аналогично CTRL+X, но для команды CALL управление возвращается отладчику только после выполнения вызываемой подпрограммы. При выполнении подпрограммы выполняется обычная обработка точек приостанова (как в CTRL+G).
CTRL+V Выбор режима мультипликации.
Устанавливается один из режимов Visual:No
, Exec
или Trace
.
Распределение видеопамяти:
0000h - PNT системы и программы. 1000h - PGT системы и программы. 2000h - PNT отладчика. 2800h - PGT отладчика. 3000h - PNT подсказки.