Эта программа - бесплатный конвертер различных аудиоформатов.
Конвертер форматов, простой редактор и консольный плеер в одном флаконе.
Краткая справка
Конвейерная обработка звука.
Автор : Адриан Чанг [Adrian J. Chung]
Перевод : С. Скороходов
С помощью программ обработки текста опытные пользователи Unix десятилетиями значительно облегчали себе редактирование документов. Такие консольные утилиты, как sed, awk, cut, paste и join, хотя и полезны каждая в отдельности, реализуют свой полный потенциал только при объединении в конвейеры с помощью программных каналов [pipelines] .
Linux теперь используется не только для работы с простым текстом в формате ASCII. Растущая популярность различных мультимедиа-форматов, содержащих изображения и аудиоданные, подстегнула разработку инструментария для работы с ними. Многие программы имеют графический интерфейс и не работают без взаимодействия с пользователем. Вместе с тем, все возрастающее число программных инструментов могут использоваться в пакетном режиме с отключенным пользовательским интерфейсом. Некоторые программы создаются специально для вызова из командной строки или скриптов.
Именно этот класс програмных утилит и будет рассмотрен в данной статье. Задачи сложного, комплексного преобразования медийных данных часто может быть осуществлена комбинацией простых инструментов с использованием техники, обычно применяемой в текстовых фильтрах. Мы сосредоточимся на потоковой аудио-обработке, поскольку именно в обработке этих форматов парадигма программных каналов Unix показала себя особенно успешной.
apt install sox
Существует множество звуковых форматов и преобразование файлов из одного формата в другой – частая операция. Утилита sox может выполнять эту роль и вызывается из комнадной строки:
sox sample.wav sample.aiff
Приведенная выше комнада преобразует WAV-файл в формат AIFF. При этом можно изменить частоту дискретизации, число битов на отсчет (8 или 16), а также число каналов:
sox sample.aiff -r 8000 -b -c 1 low.aiff
Файл low.aiff содержать один канал с 8-битным сигналом, оцифрованном на частоте 8000 в секунду.
sox sample.aiff -r 44100 -w -c 2 high.aiff
А файл high.aiff – стерео-звучание с частотой дискретизации 44100 Гц, 16-бит на отсчет.
Когда sox не может угадать выходной формат по расширению файла, его необходимо указать явно:
sox sample.wav -t aiff sample.000
Опция «-t raw» указывает на специальный «беззаголовочный» формат, содержащий только «сырые» байты данных:
sox sample.wav -t raw -r 11025 -sw -c 2 sample.000
Т.к. у файла нет заголовка, указывающего частоту дискритизации, число битов на отсчет, число каналов и т.д., будет хорошей идеей явно указать в командной строке эту информацию. При преобразовании «файла-сырца» в формате raw это также необходимо:
sox -t raw -r 11025 -sw -c 2 sample.000 sample.aiff
Нет нужды указывать опцию «-t raw», если у файла есть расширение .raw. Однако это требуется делать, если поток данных поступает со стандартного ввода или посылается в стандартный вывод. Для того, чтобы сделать это, воспользуйтесь ключом «-» на том месте в строке параметров , где должно находиться имя файла:
sox -t raw -r 11025 -sw -c 2 - sample.aiff < sample.raw sox sample.aiff -t raw -r 11025 -sw -c 2 - > sample.raw
Зачем нам все это? Так мы сможем использовать sox как фильтр в програмном канале.
Обычно, благодаря использованию интерполяции sox изменяет частоту дискретизации без изменения высоты тона или темпа воспроизведения. Перенаправляя выход одного «sox'а» на вход другого и указав неравные частоты дискретизации, мы можем «обойти» интерполяцию, в результате замедляя звучание отрывка:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | sox -t raw -r 32000 -sw -c 2 - slow.aiff
или ускоряя его:
sox sample.aiff -t raw -r 32000 -sw -c 2 - | sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - fast.aiff
Предположим, что требуется звуковой отрывок, содержащий первые две секунды другого файла. Этого можно достичь, запуская sox в «командной трубе»:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 352800 | sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - twosecs.aiff
Входной файл sample.aiff преобразовывается к частоте 44,1 кГц, каждые два байта в два канала. Две секунды звучания, таким образом, представлены в 44100х2х2х2 = 352800 первых байтах, которые обрезаются фильтром «head -c 352800». Затем они преобразуются обратно в формат AIFF и сохраняются в twosecs.aiff.
Точно также можно извлечь последнюю секунду «сэмпла»:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | tail -c 176400 | sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - lastsec.aiff
или его третью секунду:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | tail -c +352801 | head -c 176400 | sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - lastsec.aiff
Обратите внимание на то, что при работе с 16-битным звуком параметр, передаваемый «tail -c +N» должен быть нечетным, иначе «сырые» отсчеты окажутся неверно выровненными.
Можно извлечь фрагменты разных звуковых отрывков и объединить их в один файл с помощью вложенных шелл-команд:
(sox sample-1.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 176400 sox sample-2.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 176400 ) | sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - newsample.aiff
В этом примере мы вызываем дочерний шелл, который «выдает сырые байты» из двух различных файлов в стандартный поток вывода, который в свою очередь перенаправляется процессу sox, выполняющемуся в родительском шелле и создающему результирующий файл.
Опция командной строки «-t ossdsp» позволяет посылать звуки на OSS (open sound system) устройство /dev/dsp:
sox sample.aiff -t ossdsp /dev/dsp
В состав пакета sox обычно входит платформо-независимый скрипт play, который вызывает sox с подобающими случаю опциями. Предыдущую команду можно проще выполнить так:
play sample.aiff
Проигрываемые таким способом аудиофрагменты «монополизируют» воспроизводящую аппаратуру. Прежде, чем проиграть что-либо еще, другим «звучащим» приложениям приходится ждать, пока аудиоустройство освободится. «Рабочие столы» GNOME и KDE предоставляют возможности одновременного проигрывания более чем одного аудиофрагмента. Звуки могут «издаваться» различными программами в любой момент времени без необходимости ожидать своей очереди, однако не каждое аудио-приложение знает, как это делается в каждом из различных «рабочих столов». sox такой способностью не обладает. Но, если дать себе труд хотя бы поверхностно изучить мультимедийные звуковый службы, предоставляемые GNOME и KDE, то можно легко придумать, как обойти это ограничение.
Существует много пакетов, позволяющих совместно использовать звуковые устройства. Одна часто используемая стратегия – запуск фонового сервера, которому приложения-клиенты посылают для проигрывания звуковые фрагменты. Сервер, в свою очередь, получает в свое распоряжение звуковое устройство и направляет на него аудиоданные. В случае, когда звуки поступают от двух и более программ сразу, сервер микширует их и направляет на устройство объединенный поток.
Такой подход используется в Enlightened Sound Daemon (ESD). Пользователи GNOME часто могут обнаружить запущенный в фоновом режиме сервер esd. Пакет ESD под именем esound входит в большинство дистрибутивов и включает несколько простых клиентских приложений:
Вот команда, проигрывающая через ESD первую секунду звукового фрагмента:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 176400 | esdcat
Тот же прием используется для воспроизведения фрагментов в формате, который не понимает ESD, но «читает» sox:
sox sample.cdr -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | esdcat
Иногда звучание лучше, если использовать этот способ. Некоторые версии ESD вносят в записанные на низкой частоте дискретизации звуки значительные искажения и шум.
ARtS – Analog RealTime Synthsizer – схож с ESD, но чаще используется в KDE. Фоновый сервер называется artsd, а «клиентские программы сопровождения» – artsplay и artscat.
Для проигрывания звукового отрывка выполните команду:
sox sample.cdr -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | tail -c 352800 |artscat
Ни ESD, ни ARtS не зависят от собственно окружения какого-либо «рабочего стола». В теории, приложив некоторые усилия, можно использовать ESD с KDE, а ARtS – в GNOME. Любой из серверов можно использовать и в консольной сессии. Таким образом можно микшировать все изобилие форматов как в графической среде, так и без нее.