Инструменты пользователя

Инструменты сайта


msx:melkov_2023-07-19:melkov_2023-07-19

История японского компьютера MSX, или первая попытка стандартизировать домашние ПК

Огромная благодарность pokegolik за ссылку на статью.


Автор: Юрий Мелков, дата публикации: 19.07.2023 в 10:00, оригинал

Сорок лет назад, в конце июня 1983 года, в Японии представили домашний компьютер MSX. Сегодня эта платформа почти забыта, хотя в свое время она успела завоевать популярность в Японии и в некоторых других странах Азии, а также Южной Америки и Европы. От своих многочисленных, на то время, коллег и соперников этот ПК отличался оригинальным стремлением его разработчиков создать своего рода «эталон» — унифицировать весь зоопарк несовместимых друг с другом платформ, предлагавшихся в то время непрофессиональному пользователю, на основе одного аппаратного стандарта. Затея эта в конечном счете не оправдалась — и ныне считается одним из провалов истории индустрии вообще и Microsoft в частности. Однако судьба этого компьютера интересна и вполне заслуживает отдельного рассказа, касающегося также и некоторых страниц истории становления японской индустрии персональных компьютеров.

Автор идеи MSX вовсе не сама Microsoft, а японский предприниматель Кадзухико Ниси (西 和彦, Nishi Kazuhiko), известный также под квазизападным псевдонимом «Кэй». Он родился в 1956 году в городе Кобе, в семье владельцев частной школы. Вопреки многим традициям своей страны, Ниси не только не последовал по стопам родителей, но еще и бросил учебу на факультете машиностроения престижного университета Васэда, заинтересовавшись на втором курсе компьютерами — и заделавшись в итоге автором и редактором пионерского японского журнала, посвященного этим новомодным устройствам.

Первый номер издания с лаконичным заголовком «I/O» вышел в ноябре 1976 года тиражом 3000 экземпляров. К тому времени промышленность Страны восходящего солнца давно уже стала превращаться в одну из передовых в мире и не слишком сильно отставала от США: начало японской компьютерной индустрии было положено появившимся в том же году ТК-80 от Nippon Electric Company (NEC).

По легенде, разработчик этого устройства Томио Гото вдохновлялся фотоснимком американского аналога — KIM-1 авторства Чака Педдла. ТК-80 — две буквы означали сокращение от «Training Kit» — представлял собой полноценный компьютер лишь весьма условно: пользователю предлагался набор для самостоятельной сборки, после обработки паяльником превращавшийся в «процессор на плате», оснащенный мини-дисплеем и клавиатурой с шестнадцатеричными символами и пригодный разве что для первого учебного знакомства с подобного рода техникой.

Цифра в названии отсылала к используемому ЦПУ — μPD8080A, аналогу Intel 8080 собственного производства NEC. Блок питания на необходимые 5 и 12 вольт в комплект не входил, а в память емкостью 512 байт вмещались всего лишь около пятисот символов.

ТК-80 поступил в продажу 3 августа 1976 года по цене в 88,5 тыс. иен — примерно 295 долларов в ценах 1976 года (или почти 1600 в 2023 году с учетом инфляции). Напомним, что появившийся тогда же KIM-1 стоил несколько дешевле, 245 долларов.

К большому удивлению самих разработчиков, было продано около 70 тысяч экземпляров этого устройства, ставшего первой ласточкой японской компьютерной промышленности и привлекшего к ней внимание относительно широкого круга энтузиастов.


TK-80: «тренировочный набор» для знакомства с микропроцессорными устройствами. Источник

Середину апреля 1977 года и Кадзухико Ниси, и создатель TK-80 Томио Гото провели в США — на компьютерной выставке в Сан-Франциско, самым наглядным образом продемонстрировавшей начало «революции» домашних ПК, начавшейся как раз в это время. Именно там представили Apple II, да и на уже анонсированный ранее Commodore PET тоже можно было полюбоваться вблизи.

Оба японца были впечатлены, особенно наметившимся отставанием их страны от Америки. Ниси пришел к выводу, что в Японии TK-80 пусть и произвел своего рода «бум», однако оставался делом немногочисленных любителей-энтузиастов, практически игрушкой. Тогда как в США ЭВМ нового типа становятся по-настоящему персональными, и могут быть использованы самым широким кругом пользователей для серьезной работы.

Вернувшись домой, Кадзухико, основываясь на своем первом писательско–редакторском опыте (в «I/O» ему принадлежала серия статей о только-только зарождавшихся на то время компьютерных играх), занял денег у своей бабушки и вместе с двумя друзьями основал компанию ASCII.

Первым ее начинанием стал, разумеется, запуск одноименного компьютерного журнала. Вышедший в июле тиражом в 5000 экземпляров пилотный номер начинался с редакционной статьи, в которой излагались впечатления Ниси от заокеанской поездки. Эпоха недолгого существования компьютеров в качестве хобби провозглашалась завершенной, а в будущем им предрекалась роль привычных бытовых устройств, подобных радио или телевидению. Но, в отличие от них, основанных на диалоге и коммуникациях, а не на передаче информации в одностороннем порядке. Кстати сказать, темой всего номера стало цифровое распознавание голоса — ещё одна идея, отсылавшая скорее к будущему, нежели к реалиям 1970-х.


Июльский номер журнала «ASCII» вышел с цифрой «7» на обложке, однако был самым первым по счёту и появился на свет 18 июня 1977 года. Источник

Ничуть не менее полезным приобретением Кадзухико Ниси, полученным в результате постоянных путешествий в США, стали новые знакомства. Вскоре после основания собственной компании он встретился на одном из компьютерных мероприятий с Биллом Гейтсом.

Беседа, рассчитанная на полчаса, продолжалась по одним сведениям три часа, а по другим — целых восемь. Двое предпринимателей сразу понравились друг другу. Сооснователь Microsoft был старше своего японского коллеги всего на несколько месяцев и точно так же, происходя из солидной семьи, бросил учебу в университете ради увлечения компьютерами. Кроме того, оба 22-летних юноши руководили серьезными компаниями и выглядели куда моложе своих лет, несмотря на ношение очков. Позднее, в 1986 году, Билл Гейтс вспоминал: «Для парня из Японии Кэй был похож на меня куда больше, чем кто-либо еще из моих знакомых».

Правда, Ниси не был столь уверенным в себе и напористым в плане ведения бизнеса, как его американский друг. Зато он заражал своих коллег обаянием и энтузиазмом и вскоре сделался не только представителем компании Билла Гейтса в Японии, но и вице-президентом как ASCII, так и самой Microsoft. По имеющимся сведениям, вскоре после создания альянса с ASCII доля японского рынка в доходах Microsoft достигла около 40%.

Кроме прочего, именно Кадзухико Ниси, по его словам, удалось в 1981 году уговорить сомневающихся Гейтса и Аллена согласиться на предложение IBM о создании операционной системы для нового ПК — будущей DOS, лицензировав для этого уже готовые наработки Seattle Computer Products.


Два друга, коллеги и сверстника — Билл Гейтс и Кадзухико Ниси (справа). Этим снимком Гейтс поделился на своей страничке Facebook

Первым успешным совместным контрактом для Кадзухико Ниси и Microsoft стал ответ японской промышленности на американскую «революцию 1977 года», анонсированный в мае 1979-го. ПК назвали PC-8001. Это был первый местный персональный компьютер, основанный на еще одном собственном процессоре от NEC, μPD780, совместимом на этот раз уже с Z80.

Ответственный за разработку PC-8001 Кадзуя Ватанабэ, один из руководителей NEC, принял решение лицензировать Microsoft BASIC, ставший уже де-факто стандартом зарождавшейся индустрии. Как вспоминал Томио Гото, получившийся в итоге вариант N-BASIC обошелся японцам по практически символической цене.

PC-8001, содержавший 16 КБ ОЗУ и умевший выводить 8-цветную графику с разрешением 160×100, стоил 168 тыс. иен (около 1300 долларов на то время и более 4000 долларов по сегодняшнему курсу). За три с половиной года продаж компьютер разошелся в количестве около четверти миллиона машин.

Вслед за NEC Microsoft BASIC переняли и прочие японские разработчики компьютеров. Сам же Кадзухико Ниси, помимо PC-8001, принимал участие в дизайне еще и другого знакового устройства — Kyotronic 85 от корпорации Kyocera.

Один из первых в истории портативных ПК, позднее получивших название «ноутбук», Kyotronic 85 отличался встроенным жидкокристаллическим дисплеем на восемь строк по 40 символов в каждой и весил около полутора килограмм при размере в 30 на 21,5 на 5 см.

Правда, в самой Японии особой популярности он не снискал. Зато его охотно лицензировала американская Tandy Corporation, выпустившая новинку в апреле 1983 года под именем TRS-80 Model 100. По воспоминаниям Билла Гейтса, эта модель стала последним компьютером, для которого он собственноручно написал много программного кода.


Одна из идей Кадзухико Ниси, реализовавшаяся в виде портативного ПК. Источник

К тому времени Ниси был уже вовсю увлечен своей новой идеей, пришедшей ему в голову еще в 1981 году во время общения с сотрудниками IBM. Она развивала практически те самые мысли, которые высказывались им еще в пионерском номере журнала ASCII.

Обсуждая возможное появление на свет чисто домашнего компьютера, над которым «голубой гигант» задумывался тогда совместно с Microsoft, японский вице-президент компании настаивал на нецелесообразности монополизации как аппаратной, так и программной составляющей ПК.

В качестве примера Ниси приводил видеомагнитофоны формата VHS, ставшего — по результатам «войны» с Betamax — стандартом индустрии и привычным уже бытовым прибором, одинаково признанным практически всеми производителями что этих устройств, что видеокассет.

Успех IBM PC на рынке профессиональных ПК благодаря идеям совместимости и открытой архитектуры был бесспорным, однако с домашними и развлекательными устройствами дело обстояло тогда намного менее однозначно. Множество платформ, появившихся по всему миру, были несовместимы между собой, так что для каждой машины приходилось разрабатывать собственное программное обеспечение. Даже если подавляющее большинство из них использовало тот или иной диалект BASIC от Microsoft, этот последний все равно приходилось портировать и модифицировать для каждой отдельной модели.

По мнению Ниси, это оказывалось пустой тратой сил и времени. По его излюбленному сравнению, компьютеры должны были в самом скором времени стать такими же обыденными предметами домашнего обихода, как и телефоны. А для этого необходимо взять курс на их полную аппаратную совместимость между собой. При наличии одного стандарта каждая модель такого ПК могла бы использовать любое программное обеспечение, купленное или одолженное у друзей в любой точке земного шара.

Это была мысль, с которой вряд ли были бы рады согласиться производители оригинального запатентованного оборудования, но которую наверняка приняли бы с распростертыми объятьями разработчики как ПО, так и разнообразной периферии.

По сути дела, Microsoft по инициативе своего энергичного японского вице-президента задумала в то время взять на себя ту самую задачу по унификации, которую впоследствии успешно выполнит уже Windows, пусть и не без помощи Intel.


MSX первой модели в исполнении от Sony. Источник

Одно время Кадзухико Ниси и правда пытался внедрить в MS-DOS графический интерфейс пользователя, задолго до появления Windows. Однако осуществить эту идею в начале 1980-х не удалось, а потому решили создать полностью новую платформу.

Задуманный компьютер получил название MSX, вскоре ставшее предметом самых разнообразных истолкований. Кто-то расшифровывал эту аббревиатуру как «MicroSoft eXtended» (по имени версии BASIC). Другие — как «Matsushita, Sony and (X)others», с указанием на первых производителей, заинтересовавшихся данной идеей. Сам Ниси в разные годы тоже пояснял это название самым различным образом, в том числе и как сокращение от «Machines with Software eXchangeability».

Хотя представляется куда более вероятным, что изначально выбрали более или менее оригинальное и запоминающееся сочетание трех латинских букв, навевающее аналогии со всё тем же VHS в качестве успешного примера подобной стандартизации бытовых устройств иного класса.

Основным отличием MSX от конкурентов должен был выступить тщательно проработанный BIOS, обеспечивающий не только стандартизированность, но и расширяемость, независимость от оборудования и возможность подключения plug & play периферии с минимальным участием пользователя.

Согласно задумке, большинство деталей компьютера могли быть заменены другими с возможностью внесения соответствующих модификаций в систему ввода-вывода BIOS. Правда, такая заменяемость не должна была касаться главного в домашнем ПК — звука и графики. Их планировалось реализовать в четко прописанном и непременно лучше виде, нежели бытовавшие на то время стандарты IBM PC в лице четырехцветного CGA и одноканального PC Speaker.


Модели от разных производителей могли называться самым различным образом, однако наличие плашки «MSX» ясно намекало на совместимость данного ПК с одноимённым стандартом. Источник

В качестве базовой платформы Ниси выбрал модель от малоизвестной американской компании Spectravideo. В лице своего гонконгского филиала они как раз обратились к нему осенью 1981 года с просьбой помочь в разработке восьмибитного ПК. Прототип был готов уже следующей зимой.1)

В доведении его до ума Кадзухико Ниси помогали руководители двух крупных японских компаний — Кадзуясу Маэда из исследовательского отдела Matsushita и второй сын основателя Sony Масао Морита. Сегодня бывший вице–президент ASCII особенно гордится, что смог уговорить сотрудничать этих двух конкурентов, обычно между собой враждовавших.

О своих планах по выпуску MSX–совместимых компьютеров заявили не только Sony и Matsushita / Panasonic, но и такие гиганты японской (и не только) индустрии, как Canon, Casio, Daewoo, Fujitsu, Hitachi, JVC, Kyocera, Mitsubishi, Philips, Pioneer, Samsung, Sony, Toshiba, Yamaha и др. А вот NEC, поначалу тоже заинтересовавшаяся этой идеей, в итоге все же от участия отказалась, предпочтя собственный путь «несовместимости».

Взятая за основу при создании прототипа модель называлась Spectravideo SV-318. Именно от неё MSX унаследовала процессор Zilog Z80 на 3,58 МГц и видеоконтроллер TMS9918 от Texas Instruments. Последний появился еще в 1979 году и был к тому времени уже далеко не самым передовым, но все же умел выводить на экран 16–цветную картинку с разрешением 256×192 пикселей.

Из прочих системных характеристик запланированный стандарт включал не менее 16 КБ ОЗУ и 32 КБ ПЗУ (делившиеся поровну между BIOS и MSX BASIC), трёхканальный звук на основе микросхемы AY-3-8910 от General Instruments, порты джойстика и картриджа, а также кассетный интерфейс с 1200–2400 бит/с и клавиатуру на 72 клавиши.


Sharp HotBit MSX — бразильский домашний ПК. Источник

Новинку представили в конце июня 1983 года. Ожидаемо она вызвала интерес прежде всего у тех крупных — в основном, азиатских и европейских — компаний, которые не успели еще, подобно NEC, разработать собственную, ни с чем более не совместимую модель ПК.

Первые готовые устройства поступили в продажу в октябре того же года. Достаточно гибкие особенности стандарта позволили примерно дюжине производителей варьировать в допустимых пределах и системные характеристики (так, объём ОЗУ составлял от 8 до 64 КБ), и, соответственно, цены. За устройство просили от 200 до 400 долларов без учета дополнительного оборудования (например, монитора, вместо которого вполне можно было подключать бытовой телевизор).

К середине лета 1984 года количество распроданных экземпляров составило более 265 тысяч, а вот сведения относительно общего числа компьютеров, разошедшихся за все время жизни MSX, несколько разнятся.

Сам Кадзухико Ниси озвучивал весьма скромные показатели три миллиона в Японии и где–то миллион в остальном мире. Другие источники говорят о девяти миллионах проданных в одной только Стране восходящего солнца. Как бы то ни было, по этому показателю MSX значительно уступает Commodore 64 с его 12,5–17 млн. — и находится примерно на одном уровне или немного впереди ZX Spectrum, Amstrad CPC и Apple II.

С одной стороны, такую судьбу вполне можно считать успешной для того времени. В самой Японии MSX оказался де–факто домашним стандартом эпохи 1980–х. Да и сама IBM, по слухам, отнеслась к идее Ниси с большим вниманием (видимо, учитывая его при разработке собственного домашнего ПК, IBM JX, который появился на рынке Японии и Австралии с Новой Зеландией в 1984 году — но в итоге провалился точно так же, как и его американский аналог IBM PCjr).

С другой стороны, если вспомнить наполеоновские планы создателей MSX насчет унификации бытовых компьютеров и их повсеместного распространения наподобие стационарных телефонов, можно понять и тех критиков, которые оценивают проект не иначе как полный провал.

В частности, крупным недостатком, препятствовавшим — кроме прочего — успешному выступлению японского ПК на сверхприбыльном североамериканском рынке, было отсутствие дисковода. Использование одних только кассет и картриджей казалось шагом назад в 1977 год.

Конечно, как и в случае с другими платформами, разработчики периферийных устройств не сидели сложа руки. Например, в 1984 году Mitsumi представила для MSX накопитель на дискетах оригинального формата Quick Disk диаметром 2,8 дюйма. Такой диск содержал всего лишь по 64 КБ на каждую из сторон и считывался довольно медленно. Неудивительно, что внесения в «стандарт» он не удостоился и почти никакого распространения в результате не получил.


Дискета Quick Disk для MSX (слева) рядом с похожим и столь же необычным носителем для приставки Famicom от Nintendo. Источник

Кадзухико Ниси и его коллеги были немало огорчены неудачей своей задумки. Sony с Philips, поначалу числившиеся среди самых больших сторонников идеи «стандартизации», вскоре начали жаловаться на то, что MSX и не думает распространяться с той же популярностью, что телефоны или телевизоры. Да и сама Microsoft, будучи формально одним из создателей нового ПК, не спешила заниматься его распространением и явно склонялась в сторону IBM PC.

Ниси вспоминал, как он пытался в качестве эксперимента уговорить свою бабушку завести себе компьютер в качестве обыденного домашнего устройства. Аргументов в пользу того, что ПК способен успешно заменить бумагу для письма, калькулятор для счета и телефон для общения у него тогда не нашлось. Однако в итоге он пришел к выводу, что следует взять курс на удешевление оборудования и на сетевые возможности. Компьютер без сети, решил он, подобен автомобилю без дороги, оказывающемуся всего лишь сверхдорогим устройством для караоке.

Разумеется, любая модификация требовала полного обновления стандарта, а потому оказывалась делом более сложным, чем выпуск новой версии какой–нибудь из проприетарных платформ.

В 1985 году представили прототип формата MSX 2. С сетевыми возможностями пока еще не очень складывалось, да и процессор остался все тем же, хотя минимальный объём памяти увеличился до 64 КБ.

Полностью переделанной оказалась визуальная составляющая, за которую отвечала уже специально разработанная микросхема от Yamaha. V9938 («MSX–Video») добавила к имевшимся режимам еще три — 16-цветные 512×212 и 256×212, а также 256-цветный 256×212. Звук выводился посредством Yamaha YM2149, бывшего аналогом старого чипа от TI, который, однако, мог заменяться опциональным Yamaha Y8950 (он же «MSX-Audio»), уже с девятиканальным FM–синтезом.

Клавиатура получила отдельный цифровой блок, а также другие мелкие улучшения, актуальные больше для набора иероглифов. Ну, а проблему носителя решили оснащением большинства моделей приводами для чтения стандартных 3,5–дюймовых дискет. Управление таковыми осуществлялась при помощи операционной системы MSX-DOS. Она была похожа одновременно и на MS DOS, и на CP/M.


Улучшенная модель MSX второго поколения от Philips с двумя долгожданными дисководами стандартного формата. Источник

Проектировавшееся было добавление к перечню возможных носителей информации еще и новеньких приводов CD-ROM так и не добралось до конечного покупателя. Зато MSX может похвастаться статусом едва ли не единственного в истории ПК, способного проигрывать лазерные диски (LaserDisc, LD).

Предков CD, видеопластинок диаметром 30 см, появившихся еще в конце 1970–х и предназначенных для домашних кинотеатров, однако широкого распространения так и не получивших и оставшихся практически неизвестными за пределами Японии и США.

Подобные бытовые устройства выпускала токийская корпорация Pioneer. Она же представила и собственную MSX–совместимую модель ПК, PX-7, умевшую подключаться к проигрывателю LD-7000 или его аналогам (в комплект базовой поставки, естественно, не входившим).

Помимо дополнительного интерфейса (который Pioneer продавала также и отдельно, тем самым позволяя подключить к проигрывателю своей марки любой другой MSX–совместимый ПК), в PX-7 добавили четыре новые клавиши для управления лазердисками.

Правда, как и сам этот носитель, подобный компьютер популярности не снискал. В том числе в силу слишком уж высокой цены комплекта всего необходимого оборудования и каждой из немногочисленных доступных для него игр.

Зато благодаря подобным устройствам игры для MSX могли показать изображение такой высокой четкости и цветастости, которое на 1984 год было недостижимым для прочих платформ, включая разнообразные консоли.


Задняя обложка конверта одной из игр для MSX–совместимого ПК, выходившей на лазердиске, — со скриншотами и краткой инструкцией по запуску. Источник

Говоря о необычных и наиболее примечательных компьютерах марки MSX, нельзя не вспомнить и о семействе YIS от Yamaha, которое получило известность и в наших краях благодаря налаженному экспорту в республики СССР.

Это устройство применялось здесь исключительно в образовательных учреждениях в русле курса на ликвидацию компьютерной безграмотности. Начиная с 1985 года поставили, по разным сведениям, от 4 до 7 тысяч ПК, получивших обозначение «Ямаха КУВТ» (от «комплект учебной вычислительной техники»).

Этот самый комплект включал в себя один улучшенный учительский ПК, с двумя трёхдюймовыми дисководами по 720 КБ, цветным монитором и принтером, а также 15 рабочих станций для учеников, оснащенных всего лишь монохромными дисплеями и лишенных приводов. Зато любой такой ПК мог загружать программы с дискет благодаря сетевому подключению к рабочему месту учителя.

К сожалению, подобные достижения не могли помешать неуклонно падающей популярности «стандарта», так и не ставшего общепринятым. Компьютеры уровня MSX 2 продолжали выпускать сразу несколько компаний по всему миру, включая Philips, Sony, Sanyo, Mitsubishi, JVC, Daewoo и другие. Однако их число и энтузиазм уже несколько поубавились.

Помимо стран Дальнего и Ближнего Востока, формат MSX получил относительно широкую известность разве что в Южной Америке (особенно в Бразилии), а из стран Европы — в Голландии (где его пропагандировала Philips) и в Испании. В середине 1980–х идея восьмибитного ПК выглядела уже устаревшей. Конкурировать с 16–битными машинами он мог благодаря их куда более высокой изначальной цене, которая в ходе дальнейшего развития технологий постоянно снижалась.

В самой Японии MSX практически по всем характеристикам уже уступал таким ПК, как семейство PC-9800 от NEC, а позднее и X68000 от Sharp или FM-Towns от Fujitsu. Не говоря уже о международных Amiga или Atari ST. Тогда как с точки зрения ассортимента игр ему было сложно конкурировать с популярными приставками на манер NES (она же Family Computer от Nintendo).


YIS-503IIR — ученический вариант Ямаха КУВТ. Источник

Microsoft к тому времени уже практически утратила интерес к этому формально еще своему детищу, а всего через год после выхода MSX 2 последовал и разрыв отношений американской компании с ASCII. Руководство Microsoft уже давно раздражали нестандартные методы работы японского вице–президента.

Последней каплей стало то, что Кадзухико Ниси потратил миллион долларов на рекламный трюк, включавший в себя модель бронтозавра в натуральную величину, установленную возле одного из токийских вокзалов.

«Все помнят этого динозавра», — вспоминал впоследствии Кадзухико Ниси, — однако Билл Гейтс шутку не оценил. Партнерство Microsoft с ASCII разорвали в 1986 году. К этому времени Microsoft открыла уже полностью собственное представительство в Японии, первое за пределами США.

Несмотря на это работа Кадзухико Ниси и его корпорации продолжалась. В 1989 году ASCII стала первым японским издателем программного обеспечения, выставившим свои акции на токийской бирже. Эти торги сделали Ниси мультимиллионером.

Годом позднее компания сама разработала новый процессор, призванный прийти на смену давно уже устаревшему ЦПУ от Zilog, и даже занялась его выпуском в собственном производственном подразделении.

R800 (литера в названии отсылала к технологии RISC) работал на частоте 7,159 МГц и был уже 16–битным, обеспечивая при этом и полную обратную совместимость с Z80, позволявшую запускать на новых ПК все программы для старого семейства. Впрочем, меры эти выглядели основательно запоздавшими.

Две последних модификации стандарта, MSX 2 + 1988 года и MSX Turbo R (основанный на R800) в 1990—м, уже не вышли за пределы Японии, а последняя разновидность так и вовсе была представлена на рынке лишь двумя моделями от Panasonic — последнего, самого стойкого сторонника стандарта MSX, — пусть и остававшимися в производстве вплоть до 1994 года MSX Turbo R.

Журнал же ASCII, с которого все и началось, выходил в печатном издании до 2008 года включительно, а затем в течение еще пары лет существовал в качестве бизнес–приложения, прежде чем окончательно перейти в онлайн.

При этом Кадзухико Ниси никогда не забывал и о самом известном проекте своей жизни! В 2001 году он даже провозгласил «возрождение MSX», основав для этих целей организацию под названием MSX Association и выпустив на различных платформах официальный эмулятор MSX PLAYer. Заодно объявили и о создании One Chip MSX — аналога старого ПК на современной элементной базе. Несколько тысяч таких устройств вышли на рынок, однако распространялись они опять–таки лишь в Японии.

Впрочем, и в 2023 году 66–летний Ниси по–прежнему полон энергии и планов. Всего несколько лет назад он завершил университетское образование, защитил диссертацию и сам взялся за преподавание. Ну, а в настоящее время занят созданием портативного устройства MSX0 для применения в сфере Internet of Things. Уже в следующем году оно должно дать потомство в лице сначала MSX3, подсоединяющегося к телевизору, а затем и суперкомпьютера MSX Turbo!


Кадзухико Ниси в 2023 году с прототипом новенького MSX0. Источник

Тем временем любой пользователь и сегодня может познакомиться с MSX эпохи 1980–х при помощи эмулятора. Вместо давно уже не развивающегося MSX PLAYer стоит посоветовать openMSX, fMSX, blueMSX или просто всеядный MAME. Среди сотен и тысяч игр и программ, выходивших для платформы, ожидаемо преобладают японские (и японоязычные) вещи. Однако многие из них переводились на английский хотя бы неофициально, да и внимание любителей развлечений вполне способы привлекать. Одними из наиболее качественных таких игр числятся издания Konami. К примеру, именно на MSX 2 увидели свет первые работы прославившегося впоследствии геймдизайнера Хидео Кодзимы — Penguin Adventure (1986 год) и Metal Gear (1987 год).


Некоторые игры для платформы MSX 1/MSX 2: коллаж из скриншотов эмулятора blueMSX

Ссылки

1)
Здесь автор статьи допустил неточность. Каи Ниши встречался с командой Spectravideo осенью 1982, и первая их модель компьютера, SV-318, была анонсирована в январе 1983 года.
msx/melkov_2023-07-19/melkov_2023-07-19.txt · Последние изменения: 2023-07-20 20:19 — GreyWolf