User Tools

Site Tools


en:msx:ibolit:ibolit

iBolit — simple diagnostics cartridge for MSX

About the project

Русская версия находится здесь: iBolit — простой картридж–диагност для MSX

iBolit is a simple diagnostics cartridge. During the previous years we've seen numerous messages from MSX users, whose computers suddenly stopped working after being removed from the storage or after another power cycle. Many people complained about black screens or about total power failure. It's a known fact that RAM and other elements may go bad during storing or at power–on. Diagnosing those problems usually starts from checking the power rails, clock signals, reset signal's state and activity on data and address bus. It has been decided to create a simple diagnostics cartridge that could help to perform the initial check of a computer and rule out the most common problems.

The cartridge that we named “iBolit” ( see Doctor Aybolit) was created using the GAL22V10 programmable logic chips, LED assemblies and volt/ammeters from the PC's USB socket tester dongles. There's a cartridge slot installed on the top of iBolit cartridge's board. There one can insert any cartridge including the one with MSX diagnostics ROM (there are a few, but it would be nice to create a universal one). The GAL firmware is very primitive — if there's a high level on input, the LED connected to the output will light up. The cartridge is fairly cheap to build — maximum 12–15 Euro - and is relatively easy to assemble. The daughterboard with voltmeters is detachable.

Components

Important information

Please read the following notes carefully:

  • It's highly recommended to install ceramic capacitors everywhere on the board. For the DC-DC converters the ceramic 10uF capacitors are a must
  • To adapt the voltmeters to work with iBolit, you need to first carefully open the USB tester's case with a knife and remove the board. Then desolder both indicator panels (mark one indicator panel to know where it came from) and desolder both USB connectors from the board. After that solder the indicator panels back to the board, but as low as possible. And finally solder two 4–pin pin headers to the board, the pins will have to be forces into the board because the distance between the holes is not 2.54mm
  • The voltmeter with a separate red LED is for -12v, it should be installed on the lowest position of the daughterboard. See the reference images
  • To install a small red LED to the -12v voltmeter (this step is optional), solder the cathode to the upper GND track and anode to the second pin from the top. See the reference images. The LED should be a bit above the voltmeter's board
  • Please note that LED assemblies may have incorrect key position! So please always test the LED assemblies with multimeter in the diode testing mode to find the correct polarity. The cathode should be on the right, like marked on the board
  • The pins of both DC-DC converters should be carefully bent at 90 degree angle and the converters have to be installed face–down. See the reference images
  • The GAL chips need to be programmed with the firmware before use. A widespread TL866 programmer will do just fine. Use the .JED firmware file from the “Firmware” folder and the “GAL22V10D” chip type when programming
  • Instead of one blue and two red LED assemblies you might want to install one red and two blue LED assemblies. Make your own choice. It's recommended to install the yellow LED assembly at the rightmost position.
    Example:

    1 2 3 4
    Blue Red Red Yellow
    CLOCK/RD/RESET/BUSDIR
    /WR/INT/MERQ
    D7A7A15/IORQ
    D6A6A14/M1
    D5A5A13/WAIT
    D4A4A12/RFSH
    D3A3A11/SLTSL
    D2A2A10/CS12
    D1A1A9/CS2
    D0A0A8/CS1

    If you are installing the green LED assembly, you need to select a different value for the resistor assembly, for example 330 Ohm instead of 1kOhm

  • Before inserting the diagnostics board into the MSX slot it's highly recommend to make sure that +5v on the slot is within acceptable range (not more than 6–7v!), otherwise the diagnostics board may be damaged. The device doesn't have the over–voltage protection on the +5v rail
  • The daughterboard with voltmeters is detachable. When it is detached, no power will be supplied to the upper cartridge slot. If you need to use the cartridge slot without the attached daughterboard, you need to put 5 jumpers horizontally on 5 pairs of pins of the connector

JP1 pinout (on cartridge board)

JP1

Assignment Pin number
Input
(from MSX slot)
Output
(to upper slot)
+5v 10 9
GND 8 7
+12v 6 5
GND 4 3
-12v 2 1

JP2 pinout (on daughterboard)

JP2

Assignment Pin number
Input
(from MSX slot)
Output
(to upper slot)
+5v 10 9
GND 8 7
+12v 6 5
GND 4 3
-12v 2 1

Schematics

Pictures of the board

Video

Here are the videos of the iBolit cartridge running a diagnostics ROM from the Carnivore2 cartridge that is installed into the upper cartridge slot:

Firmware for GAL chip

You can download the firmware for the GAL chip from the repository or from here:

ibolit_gal.zip

en/msx/ibolit/ibolit.txt · Last modified: 2021-04-10 18:41 by GreyWolf

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


msx:ibolit:ibolit

iBolit — простой картридж–диагност для MSX

English version can be found here: iBolit — simple diagnostics cartridge for MSX

О проекте

iBolit — простой картридж–диагност. В последнее время появилось достаточно много сообщений от пользователей MSX, у которых их компьютеры перестали работать после длительного (и не очень) хранения или во время одного из включений. В основном, жаловались на чёрный экран после включения, либо вообще на отсутствие «жизни» в машинке. ОЗУ и другие элементы могут выходить из строя либо во время хранения, либо при первом включении. Диагностика таких неисправностей обычно начинается с проверки всех напряжений, частот генераторов и «шевеления» сигналов на шинах адресов и данных, проверка статуса сигнала /RESET и т.д. Было решено сделать примитивный картридж–диагност, с помощью которого можно было бы сразу отмести возможные неисправности питания и «залипания» сигналов.

Картридж создан на основе чипов программируемой логики GAL22V10, матриц светодиодов и вольт/амперметров для USB выходов персональных компьютеров. На картридж также установлен слот для дополнительного картриджа. Туда можно поставить любой картридж с игрой или с диагностической прошивкой (если кто–то всё же возьмётся её написать). Прошивка микросхемы GAL примитивна — если на входе есть высокий уровень, то светодиод, который подключён к выходу, будет светиться. Картридж дёшев по себестоимости — максимум 12–15 евро - и прост в сборке. Плату с измерителями можно отсоединить от основной платы.

Компоненты для сборки

Важная информация

Пожалуйста, внимательно прочтите следующие примечания:

  • Настоятельно рекомендуется устанавливать керамические конденсаторы повсюду на плате. Для преобразователей постоянного тока необходимы керамические конденсаторы ёмкостью 10 мкФ
  • Чтобы адаптировать измерители для работы с iBolit, нужно сначала аккуратно вскрыть ножом корпус USB–тестера и снять плату. Затем отпаяйте обе индикаторные панели (отметьте одну индикаторную панель, чтобы не забыть куда её припаивать) и отпаяйте оба USB–разъема с платы. После этого припаяйте индикаторные панели обратно, как можно ближе к плате. И, наконец, припаяйте к плате два 4–контактных разъёма–гребёнки. Контакты гребёнки вставляются в плату с усилием, потому что расстояние между отверстиями не 2.54 мм
  • Вольтметр с отдельным красным светодиодом рассчитан на -12В, он должен быть установлен в самом нижнем положении на дополнительной плате. Смотрите фотографии платы
  • Чтобы установить небольшой красный светодиод на вольтметр -12В (это не является обязательным), припаяйте катод светодиода к верхней дорожке GND, а анод ко второму контакту сверху на левом разъёме платы измерителя. Смотрите фотографию платы. Светодиод должен быть немного выше вольтметра, чтобы его ножки не касались поверхности платы
  • Обратите внимание, что светодиодные сборки могут иметь неправильное положение ключа! Поэтому всегда проверяйте сборки светодиодов с помощью мультиметра в режиме проверки диодов, чтобы определить правильную полярность. Катод должен быть справа, как указано на плате
  • Выводы обоих DC-DC преобразователей следует осторожно согнуть под углом 90 градусов, а преобразователи должны быть установлены лицевой стороной вниз. Смотрите фотографии платы
  • Перед использованием микросхемы GAL необходимо «залить» в неё специальную прошивку. Для «заливки» подойдёт и распространённый программатор TL866. При программировании используйте файл прошивки .JED (можно взять здесь) из папки «Firmware» и тип микросхемы «GAL22V10D»
  • Вместо одной синей и двух красных светодиодных сборок вы можете установить одну красную и две синих светодиодных сборки. Выбор за Вами. Рекомендуется устанавливать светодиодную сборку жёлтого цвета крайней справа.
    Пример:

    1 2 3 4
    Синий Красный Красный Жёлтый
    CLOCK/RD/RESET/BUSDIR
    /WR/INT/MERQ
    D7A7A15/IORQ
    D6A6A14/M1
    D5A5A13/WAIT
    D4A4A12/RFSH
    D3A3A11/SLTSL
    D2A2A10/CS12
    D1A1A9/CS2
    D0A0A8/CS1

    Подробнее о сигналах здесь

    Если Вы устанавливаете сборку светодиодов зелёного цвета, то вам необходимо выбрать другое сопротивление резисторной сборки, например 330 Ом вместо 1 кОм

  • Перед тем, как вставить диагностическую плату в слот MSX, настоятельно рекомендуется убедиться, что +5В на слоте находится в допустимых пределах (не более 6-7В!), иначе диагностическая плата может выйти из строя. Устройство не имеет защиты от превышения напряжения по шине +5В
  • Плату с измерителями при необходимости можно отсоединить от основной платы. Но в этом случае на верхний разъём для картриджей не будет подаваться питание. Если необходимо использовать картридж без платы измерителей, установите 5 джамперов горизонтально на разъём для платы с измерителями

Схема картриджа

Распиновка JP1 (на основной плате)

JP1

Назначение Номер пина
Вход
(со слота MSX)
Выход
(на верхний слот)
+5в 10 9
GND 8 7
+12в 6 5
GND 4 3
-12в 2 1

Распиновка JP2 (на плате вольтметров)

JP2

Назначение Номер пина
Вход
(со слота MSX)
Выход
(на верхний слот)
+5в 10 9
GND 8 7
+12в 6 5
GND 4 3
-12в 2 1

Фотографии платы

Видео

Ниже приведены видео работы картриджа iBolit совместно с картриджем Carnivore2 (на нём запущена диагностическая программа), который установлен в верхний слот:

Прошивка микросхемы GAL

Прошивку для микросхемы GAL22V10D можно скачать из репозитория или здесь:

ibolit_gal.zip

Ссылки

msx/ibolit/ibolit.txt · Последние изменения: 2021-09-16 22:34 — Wierzbowsky