Материал подготовлен на основе интервью с Максимом Власовым. (лето 2023)
Поставки организовала фирма «Протекс», в 1994–1995 годах было завезено около 10 тыс. штук, из них (примерные цифры):
CPC-300 поставлялась в регионы в основном. Мной была выполнена её переделка под PAL, и отдана вся документация. Потом эта документация была передана технологам на МЭЛЗ(Московский электроламповый завод).
Русификатор загружается в системную область до диска, т.е. даже, если при загрузке держать нажатым SHIFT и вывалиться в MSX BASIC, он всё равно будет работать. Именно поэтому требовалась перезагрузка компьютера по CTRL+SHIFT+DEL
Для использования шрифта IBM (его делал Егор Вознесенский) нужно было запустить программу с параметром /I
KEYMASTE /I
Расположение в файле:
Шрифт | Смещение | Длина (байт) |
---|---|---|
IBM | 0x4BA | 2048 |
MSX | 0xE68 |
Для того, чтобы поставлять классы была нужна сеть.
Сетевой адаптер конструктивно выполнен на 2-сторонней прямоугольной печатной плате, подключается напрямую угловым разъёмом в задний слот расширения CPC-400/CPC-400s.
Основные характеристики:
Для сравнения, Ethernet 10 Мбит/c на DP8390 — как минимум 20 микросхем и по себестоимости в 10 раз дороже. Это было бессмысленно, т.к. 1 Мбит/c это уже в 4 раза быстрее, чем дисковод.
Для работы сети все компьютеры должны были быть загружены — это было продиктовано топологией. Максимальная скорость за минимальную цену — это было продиктовано временем.
Завод изготовитель — САМ (Завод счётно-аналитических машин), на нём сделали 25 печатных плат, 2 собрал самостоятельно, 16 собрали вольные сборщики.
Первая установка: Московская школа №1331 в Сивцевом Вражеке (грузинская школа).
В 1992 году один заказчик попросил меня затурбировать его Yamaha YIS-805-128R2. Я сделал схему переключения, но каждый раз, при переходе с одной частоты на другую, Z80 вис насмерть. Потратив уйму времени, я в конечном итоге заметил, что если выдать запрос шины и дать процессору остановиться, то можно переключать частоту без последствий (но только не нарушая предельную длительность 1 и 0 у сигнала тактовой частоты). Так родился Турбо. Затем Егор, повторив схему, внёс свой вклад, определив после каких именно циклов чтения и записи видеопроцессора нужно вставлять циклы ожидания, чтобы не было мусора на экране. Это позволило поднять рабочую частоту Турбо с 7+ до 10+ МГц. Оставалась ещё одна проблема — некоторые картриджи висли при перещёлкивании с одной частоты на другую. Владимир Борисович взялся за эту проблему и решил её методом замены моего фазового дискриминатора на полноценный ФАПЧ с ГУН, плавно изменяющего частоту при перестройке. Каждый раз, когда в схему Турбо вносились изменения, мы все её изменяли у себя. Вот так, в 3 этапа Турбо была создана нами (продукт коллективного творчества).
Мы с Егором сделали в 1994 году интересный эксперимент, я подключил адаптер ISA 8 бит к слоту MSX, а Егор нашёл пару Hayes-модемов с подробной документацией. После недолгих мучений, мы довольно быстро получили устойчивую работу интерфейса. Затем Егор написал X и Y modem протокол передачи файлов (на ассемблере), а я ANSI-транслятор, также мы разработали I/O-библиотеку и каждый свою оболочку. Обе оболочки были графические. Егор сделал свою под MULTI-Z. Я, вдохновившись Амигой, написал GUI c выпадающими меню. Обе программы основывались на общих библиотеках (наша совместная работа). Мы могли кидать друг другу файлы, ходить по BBS и т.д. Владимир Борисович повторил схемотехнику, правильно и красиво конструктивно оформив дизайн. У меня, например, плата модема валялась на столе на проводах. У Егора - внутри Yamaha YIS-805-128R2. У Владимира Борисовича — в красивой коробке. Затем тот же адаптер использовался и для экспериментов с ADLIB (без меня)… Т.е. как следует из вышеизложенного, это был просто аппаратно-программный экспромт. Владимир Борисович придал этому законченный вид, но не участвовал в основном цикле разработки (мы показали готовый прототип с железом и софтом)…
Были установлены в Студии программирования на Большой Полянке осенью 1985 г. Это была опытная партия, решения о массовом производстве не было.
Благодаря проекту Видачество стала известна информация об использовании Sony HB-G900P совместно с УМЗ КЛ-119.
Фотографии, сделанные в музее ПАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва»:
оригинал
Фотографии предоставлены проектом Видачество, снимки сделаны в 2019 году.
Устройство магнитной записи «КЛ-119» — специальный видеомагнитофон, разработанный ВНИИ телевидения для размещения на космических кораблях (использовался на орбитальной станции «Мир») и других передвижных объектах, где требуется автоматизация управления и устойчивость к агрессивным физико-климатическим и механическим воздействиям. Видеомагнитофон сохраняет работоспособность в любом положении, а также в условиях невесомости. Работа возможна как с оператором, так и в безоператорном режимах. Использовался в составе системы «Клест» с камерами КЛ-100 и КЛ-101.
Фотографии в интерьере станции «Мир»:
оригинал
оригинал
оригинал