Содержание

Игры для MSX Андрея Родионова 2022

English version can be found here: Games for MSX by Andrey Rodionov

A versão portuguesa pode ser encontrada aqui: Jogos para MSX por Andrey Rodionov

Русская версия

Copyright (C) 1988–2022 Андрей Родионов

Документация в формате PDF

Исходные материалы для сборки документации

Исходные тексты Андрея Родионова (1988-2022)

Игры, версия 2.11A (2023-02-12)
Играть онлайн
Образ диска

Об авторе

Андрей Борисович Родионов

Родился в Москве 3 июня 1954 г, умер 29 мая 2023 г.

Композитор, программист, системный администратор, автор и руководитель многих проектов. Член Правления Ассоциации электроакустической музыки при Союзе композиторов России.

Эксперт WorldSkills в компетенции BlockChain.

Автор игр для персональных компьютеров MSX (1988–2022)

Введение

Краткая история создания игр

Все 4 представленные выше игры были разработаны более 30 лет назад, начиная от сценариев и заканчивая графикой, музыкой и кодом за очень короткий срок — несколько месяцев. Это стало возможно благодаря предварительно подготовленным авторским инструментальным средствам для их разработки под общим названием „Маэстро“, написанным на языке Си и Ассемблер. Сами игры также написаны на языке Си с использованием специальных авторских библиотек, макросов и утилит, включая авторский редактор знакоместной графики Pattern Composer (PAC), вошедших в состав пакета „Маэстро“.

Следует заметить, что для пакета „Маэстро“ был получен первый отечественный авторский Копирайт на программное обеспечениие ещё во времена существования СССР, который был разработан и подготовлен автором совместно с кооперативом ЭЛЕКС в лице его руководителя и профессионального юриста И.З. Карася. Позднее, в эпоху Перестройки, весь пакет был передан Министерству Культуры СССР на условиях коммерческой сделки.

Замечания разработчика, относящиеся ко всем играм в целом

Основной особенностью данных игр является то, что прохождения любой из них никогда полностью не повторяют предыдущие прохождения так как при создании игровых вселенных используется генератор случайных чисел, который произвольным образом раскладывает некоторые объекты в пространстве игры. В играх „Майор Пистолетов“ такими объектами, в частности, являются предметы, находящиеся в сундуках и ключи, открывающие двери, в игре „Возвращении на Землю“ — планеты, их расположение, а также поведение их обитателей, а в „Танцроиде“ произвольно появляющиеся объекты–помехи (гномы), мешающие выходу Танцроида из лабиринта. Таким образом, даже играя в одну и ту же игру, играющий каждый раз попадает в ситуацию, которая отличается от предыдущих прохождений. И это, порой, может коренным образом менять тактику и даже стратегию поведения. Особенно ярко это выражено в игре „Возвращение на Землю“, где каждую вселенную приходится предварительно исследовать и изучать для того, чтобы выполнить миссию возвращения.

Кроме того, не каждая игра является по определению проходимой — играющий может попадать и в безвыходные ситуации, если у него не хватает каких–либо ресурсов которые он не успел заблаговременно собрать или пополнить. В таком случае единственным выходом остаётся „сдаться“, нажав клавишу ESC, и начать игру сначала, оказавшись снова в несколько отличающейся от предыдущей ситуации.

Возможно, этим объясняется то, что эти довольно старые игры остаются у многих популярными до сих пор и в них продолжают играть потому, что в отличие от некоторых других игр со строго детерминированным поведением, ведущим к успеху, в этих играх многое зависит от удачи и логики поведения играющего в зависимости от складывающейся ситуации.

Новые версии игр и Особенности миссий

Все новые версии игр больше не опрашивают порт 1, предназначенный для подключения мыши, что раньше мешало правильной работе клавиш управления курсором. Для подключения джойстика теперь предназначен только порт 2.

В Загрузчике для выбора игр это отображено анимированными картинками справа и слева на экране.

Кроме того, в Загрузчике предусмотрено отключение звукового сопровождения клавишей ТАВ, а также управление с помощью мыши, если используется MSX2.

Большие изменения претерпели игры „Возвращение на Землю“, „Майор Пистолетов“ и „Пистолетов на заводе“, причём, в играх „Возвращение на Землю“ и „Пистолетов на заводе“ эти изменения были весьма существенными (см. описания ниже).

В игре „Танцроид“ добавлено управление мышью и изменено управление движением робота при помощи клавиш курсора.

Управление в играх

Управление всеми играми осуществляется при помощи клавиш курсора, пробела, GRAPH (MSX) [или левой клавиши ALT (РС)] и клавиши ESC. Кроме того, в играх используется клавиша STOP (F9) для перехода в режим Паузы и клавиша X для прыжков в гиперпространство и выхода из него в игре „Возвращениие на Землю“.

Во всех играх предусмотрен возврат в Загрузчик игр по комбинации клавиш CTRL+SELECT

Благодарности

Автор благодарит:

„Возвращение на Землю“ — Руководство пользователя и особенности прохождения

Ситуация, в которую попал ваш звездолёт изложена на второй странице экрана, но требует некоторых пояснений.

В результате гиперпространственного шторма вы оказались в чужой, замкнутой самой на себя в обычном пространстве, галактике. Это означает, что вылетев за её верхнюю границу вы оказываетесь на её нижней границе, а вылетев за левую границу оказываетесь на правой и наоборот. Улететь оттуда можно только выйдя в гиперпространство, но, к сожалению, в результате шторма, вы потеряли Гипердвигатель, Гиперприёмник, которым можно принять сигнал с Земли, а также Кристалл памяти, куда нужно этот сигнал записать чтобы задать звездолёту обратный курс на Землю. Кроме всех этих бед, вам надо ещё послать сигнал на Землю, чтобы Земля ответила вам по гиперсвязи и дала координаты наведения на Солнечную систему.

Но не всё так плохо — остальное оборудование работает. Реактор исправен, энергия для обычного передвижения по галактике есть, защитное поле тоже. Мало того, галактика населена разумными существами у которых может найтись всё то, что вам надо — Гипердвигатель, локатор и Кристалл. Они даже смогут послать широковещательный сигнал на Землю! Но особенно важно то, что с обитателями этой далёкой галактики вы можете общаться при помощи вашего бортового компьютера и гиперсвязи. Кроме снабжения вас нужными вещами, местные жители могут заправить вас энергией, починить защиту и бортовой реактор, но обычно что–нибудь просят дать взамен. И очень часто это что–то такое, о чём вы поначалу не имеете ни малейшего представления. Несмотря на то, что большинство обитателей планет хотят чем–нибудь меняться, попадаются и такие планеты или космические объекты на которых вам могут помочь совершенно бескорыстно.

Во время игры необходимо помнить о следующем:

Объекты, которые необходимы вам для возвращения на Землю:


Гиперприёмник

Кристалл

Гипердвигатель

Артефакты, назначение которых может быть вам первоначально неизвестно:


Кримблер

Бгрл–пшш

Скрагла

Фуртл–ке

Тарднал

Все Объекты и Артефакты могут собираться и храниться в трюме вашего звездолёта и находиться там до тех пор, пока вы их не используете или не конвертируете в другие. На 1–м и 2–м Уровнях Сложности игры на индикаторах в рубке звездолёта появляются небольшие подсказки по использованию Артефактов. На 3–м Уровне таких подсказок нет так как считается, что вы должны уже знать какие Артефакты для каких целей можно использовать. Для использования Артефактов или их конвертирования нажимайте кнопку GRAPH (ALT) и выбирайте Использовать или Выбросить кнопками курсора. Использовать и Выбрасывать артефакты можно только при посадке на планеты, в космосе этого делать нельзя.

Как играть? Дополнительные пояснения и рекомендации

Как можно было можно заметить, в эту игру заложено довольно много правил и сложной логики. Рандомизированные вселенные живут своей собственной жизнью, а вам надо к ней приспосабливаться и делать всё для того, чтобы вернуться на Землю. Казалось бы, надо не так уж и много — собрать всего 3 предмета: Приёмник, Кристалл, Двигатель и послать Сигнал на Землю. Но это может оказаться не так–то и просто. Поэтому позволю себе кое–что пояснить и дать некоторые рекомендации.

Некоторые подсказки для увеличения счёта:

  1. Каждый новый объект, появляющийся в трюме, в том числе, после конвертирования, увеличивает счёт.
  2. Каждая новая отсылка Сигнала на Землю увеличивает счёт.
  3. Если перед выходом в гиперпространство для возвращения на Землю у вас остался Кримблер, то вы можете либо конвертировать его в Бгрл–пшш с помощью которого можно максимально увеличить запас Энергии, либо получить за него дополнительные бонусные баллы после возвращения на Землю.
  4. Устраивайте „охоту“ на Врагов — каждый уничтоженный вами Враг не только уменьшает дальнейшую вероятность встречи с ними, но и увеличивает счёт. Иногда, особенно на высоких уровнях, с этого стоит начинать игру чтобы уменьшить вероятность краж предметов из трюма. Однако, стоит иметь в виду, что такую охоту лучше проводить имея на борту Гиперприёмник, который не позволит случайно уничтожать Друзей.

Стратегия и тактика игры

Учитывая то, что по словам некоторых играющих уровень „вхождения в игру“ довольно высок (игра сложна для начального освоения), Автор счёл необходимым добавить в Руководство специальный раздел о Стратегии и Тактике. В этом разделе собраны некоторые советы для прохождению миссий по порядку их важности, которые могут вам существенно помочь. Следует иметь также в виду, что достижение многих целей в игре существенно упрощается при помощи конвертирования Объектов и Артефактов Кримблером, правила использования которого будут приведены ниже в Приложении 1.

Приложение 1. Использование и конвертирование Артефактов и Объектов

Использование Артефактов и конвертирование предметов возможно только в посадочном положении звездолёта, когда он находится на планетах или космических станциях. Находясь в космосе это делать невозможно. Использовать Артефакты можно при нажатой кнопке GRAPH (ALT) выбрав Артефакт стрелками курсора Влево/Вправо и нажав „Использовать“ стрелкой курсора Вниз. С другой стороны, если вам необходимо просто освободить место в трюме, то вы можете выбрать альтернативу „Выбросить“ стрелкой курсора Вверх. Выбрасывать артефакты не так уж плохо — за каждый выброшенный артефакт вам начисляется дополнительный бонус в баллах в виде компенсации за ваши потери. Использовать и выбрасывать можно только Артефакты (Бгрл–пшш, Скраглу, Тарднал, Фуртл–ке, Кримблер), но не Объекты (Кристалл, Гиперприёмник, Гипердвигатель). Если вы хотите выбросить из трюма именно Объект, то необходимо его сначала конвертировать в какой–нибудь Артефакт помощью Кримблера.

Назначение Объектов и свойства Артефактов:

Объект Назначение

Гипердвигатель
Передвижение в гиперпространстве

Гиперприёмник
Приём Сигнала с Земли, распознавание „свой–чужой“

Кристалл памяти
Запись Сигнала с Земли, управление автосканирующим режимом Пушки
Артефакт Свойства

Кримблер
Преобразовывает (конвертирует) Артефакты и Объекты

Бгрл–пшш
Восполняет запас Энергии

Скрагла
Восстанавливает Защиту

Тарднал
Ремонтирует Реактор

Фуртл–ке
Загружает Карту галактики в память бортового компьютера

Конвертирование объектов друг в друга осуществляется с помощью Артефакта Кримблер. Для этого надо „Использовать“ Кримблер и, продолжая удерживать кнопку GRAPH (ALT), стрелками курсора выбрать один из имеющихся у вас в трюме предметов (Артефактов и Объектов) для конвертирования его в другой предмет.

Преобразования (конверсиии), которые можно осуществлять с помощью Кримблера:

Исходный Артефакт Вариант конверсии 1 Вариант конверсии 2

Кримблер

Бгрл–пшш

Гравищит

Бгрл–пшш

Скрагла

Тарднал

Скрагла

Бгрл–пшш

Кристалл

Тарднал

Гипердвигатель

Фуртл–ке

Фуртл–ке

Гиперприёмник

Скрагла
Исходный Объект Вариант конверсии 1 Вариант конверсии 2

Кристалл

Тарднал

Гравищит

Гиперприёмник

Фуртл–ке

Гипердвигатель

Тарднал

Приложение 2. История создания версии 2 игры „Возвращение на Землю“

Эту игру Автор делал и дорабатывал в первую очередь для себя самого. Просто иногда хотелось легко и нескучно проводить время, осознанно борясь с оппонентом в виде генератора случайных чисел. Ведь приятно же чувствовать себя умнее машины! Поэтому здесь было бы впору написать развёрнутое эссе о том как и какие мысли приходили Автору в голову, что ему хотелось добавить, как это было реализовано и как проходила борьба с нехваткой оперативной памяти при стремлении принципиально оставаться в рамках стандарта MSX и не использовать возможности MSX2, включая Memory mapper и возможности видеопроцессора 9938. Но тогда это была бы уже совсем другая игра и делать её надо было бы совершенно по–другому. Поэтому Автор постарался ограничиться только кратким перечислением новых возможностей и некоторыми комментариями об их использовании.

„Майор Пистолетов“ — Руководство пользователя и особенности прохождения

Все основные условия миссии Пистолетова изложены в письме генерала Автоматова, которое Пистолетов может прочитать сразу после входа в замок Кащея. Однако, многие вещи там упомянуты лишь вскользь и вам предстоит догадаться о них самостоятельно во время исследования замка. В частности:

Вообще говоря, ваша миссия складывается из нескольких задач. Вы должны найти принцессу–агента и принести ей маскировочный головной убор (корону), затем добыть для неё волшебное яблоко и лишь после этого она выдаст вам пустой кувшин, наполнив который водой, вы сможете потушить пламя в комнате Кащея. Необходимо также запастись достаточным количеством водонепроницаемых сапог, чтобы добраться до самого Кащея. Но не забудьте, кроме этого, найти, разбить и уничтожить волшебное яйцо с иглой, дающие Кащею бессмертие. После всего этого вы можете смело подходить к Кащею и арестовывать его.

„Майор Пистолетов“ — особенности версии 1.07:

Игра в целом стала гораздо более дружественной к играющему. В локациях изменены многие места, где игрок неожиданно попадал в безвыходную ситуацию (в частности, продлены лестницы вниз так, что можно сначала осмотреться и понять, куда придётся падать или прыгать). Появились дополнительные сундуки и предметы, в явном виде разложенные по локациям. Увеличена вероятность открытия дверей выстрелами в них. Громконенков обрёл, наконец, свою настоящую фамилию — Тихоненков. Немного изменён антураж отдельных локаций и даже комнаты Кащея, к которому теперь можно пройти, в том числе, без наполненного водой кувшина — просто запасшись достаточно большим количеством огнеупорных курток! Правда, в этом случае вы не получите одобрительной реакции „нашей“ Принцессы. Но миссия будет выполнена успешно. В бутылку около Кащея теперь можно стрелять и даже разбить её. А после успешного завершения игры и выхода из замка, насладиться зрелищем Майора Пистолетова, расстреливающего движущихся Тихоненковых на глазах у „нашей“ Принцессы–агента.

Кроме этого, в игре появилась возможность отключения музыкального сопровождения клавишей ТАВ, о чём в начале игры появляется соответствующая надпись слева наверху экрана. Этой же клавишей можно в любой момент включить музыку снова.

„Пистолетов на заводе“ — Руководство пользователя и особенности прохождения

Игра в целом похожа на предыдущую, но в ней другой сюжет, другие правила, другое здание, в которое попадает Пистолетов, другая топология переходов между дверями, иная графика и атрибуты игры. Это более сложная и более интересная игра в которой Пистолетов находится уже в звании подполковника.

Задача Пистолетова — отключить сломавшегося робота–Директора, который начал разбирать своих подчинённых роботов на запчасти. Работники завода (роботы) могут давать вам полезные советы о том, как лучше это сделать (и разговаривать с вами на другие темы), а также иногда задавать разные вопросы.

Для того чтобы отключить Директора необходимо сначала взломать его файрволл, кнопки управления которым находятся в разных помещениях завода. Эти кнопки надо искать и расстреливать из пистолета. Количество кнопок, которые необходимо уничтожить выбирается играющим в самом начале игры и фактически является выбором уровня сложности игры. В игре предусмотрены режимы сохранения состояния игры и загрузки сохранённого состояния с диска, а также выбор рабочего дисковода.

Игра претерпела очень большие изменения по сравнению с её первоначальной версией. Эти изменения коснулись и карты локаций, которая была полностью перерисована, и кода игры, который был переписан и в значительной степени написан заново.

„Танцроид“ — Руководство пользователя и особенности прохождения

Сценарий игры на первый взгляд очень прост — надо помочь Роботу выйти из Лабиринта, включая компьютеры разноцветными ключами и вставляя дискеты того же цвета в эти компьютеры. После этого в Лабиринте открываются соответствующие этому цвету закрытые двери.

По дороге можно собирать цветы и подзаряжаться в электрических розетках, которые находятся в Лабиринте. Правда, иногда дорогу загораживают Гномы, которые мешают пройти дальше до тех пор, пока им не дадут цветок. Получив один или несколько цветов, Гном поблагодарит вас и исчезнет, освобождая дорогу, но, при этом, размножится в разных частях Лабиринта в соответствии с количеством полученных им цветов и выбранным в начале игры Уровнем Сложности. Тем самым, расселение новых Гномов по Лабиринту создаёт новые помехи на пути Робота к Выходу (местонахождение Выхода можно увидеть на Локаторе, нажав клавишу GRAPH).

Слишком интенсивное размножение Гномов в произвольных частях Лабиринта может привести к полной блокировке проходов в Лабиринте даже если в нём ещё остаются цветы. Для того, чтобы отдавать гномам поменьше цветов, уменьшая, тем самым, степень их расселения по Лабиринту, в Лабиринте предусмотрены мусорные корзины, подходя к которым можно выбрасывать лишние цветочки — как все сразу, так и по одному, отходя от мусорной корзины после каждого выброшенного в неё цветка. Гномам тоже можно отдавать цветы не все сразу, а по одному, отходя от Гнома после каждого отданного ему цветка — в этом случае Гном не исчезнет, но и не размножится. Гном исчезнет с пути только при отданном ему последнем цветке и при условии, что Робот находится рядом с ним, чтобы Гном мог сказать Роботу „Спасибо!“.

Вот и все правила этой игры. Остаётся только добавить, что если игра запущена на MSX2, то управление игрой возможно не только с клавиатуры компьютера, но и мышью. Кликом левой кнопки мыши в любое место внутри красной рамки можно указывать Роботу направление перемещения, а удерживая левую кнопку мыши нажатой вблизи красной рамки или на ней самой, заставлять Робота двигаться постоянно и без остановок в нужном направлении.

Правая кнопка мыши включает Локатор аналогично нажатию кнопки GRAPH на клавиатуре. При помощи мыши можно также выбрать Уровень Сложности в начале игры и использовать предметы, которые Робот подбирает по дороге к Выходу.

Бонусные программы

Если вы дочитали до этого места и являетесь счастливым владельцем MSX2, подобно той SONY HB900, которая побывала в космосе на станции МИР, то. возможно, вы захотите использовать ваш компьютер MSX2 для подготовки к полётам. Попрактиковаться в посадке на Луну проверить ваши биоритмы и синхронизировать ваши часы чтобы не пропустить время взлёта!

Авторские программы на языке Basic MSX2 (1985–86 гг.), вызываются клавишами F1, F2 и F3:



F1 — Посадка на Луну


F2 — Биоритмы


F3 — Часы–будильник



Коллаж