Блэнд Г. Основы программирования на языке Бейсик в стандарте MSX: Перевод с английского Ю.Е. Поляка ; Предисливие и дополнение А.В. Гиглавого. — М.:Финансы и статистика, 1989. -208 с.:ил. ISBN 5-279-00253-4
История возникновения и распространения стандарта MSX, охватывающего архитектуру, конструкцию и программные средства бытовых компьютеров минимальной стоимости, является поучительным примером предприимчивости небольшой группы инженеров и коммерсантов из разных стран. Возглавлял группу Казухико Ниси, японский предприниматель, занимавший в 1984 г. пост вицепрезидента токийского филиала крупнейшей американской фирмы по производству программных продуктов для персональных ЭВМ «Майкрософт».
Базой для разработки стандарта стала конструкция бытового компьютера гонконгской фирмы "Спектравидео". К. Ниси убедил разработчиков этого компьютера Фокса и Вайсса в том, что предложенная ими конструкция может стать «платформой» для унифицированного программного обеспечения бытовых компьютеров; в сочетании с дешевой технологией крупнейших японских фирм идея такой унификации обещала резко повысить уровень конкурентоспособности японских бытовых компьютеров на рынке стран Западной Европы и США.
Последующие события показали, что проникновение компьютеров MSX на рынок США не состоялось в силу двух важнейших причин: обострения «торговой войны» между Японией и США в области бытовой электроники и высокой насыщенности американского рынка дешевыми компьютерами предыдущего поколения, среди которых выделялись компьютеры фирм «Коммодор» и «Атари». В Японии, Южной Корее и ряде стран Западной Европы (Голландия, Испания, Италия, ФРГ) бытовые компьютеры MSX получили широкое распространение. Для пользователей этих компьютеров издаются журналы и бюллетени новинок, созданы ассоциации.
В октябре 1984 г. было объявлено о разработке дисковой операционной системы MSX-DOS, которая стала неотъемлемой частью стандарта MSX. По набору функций система MSX-DOS была предельно приближена к наиболее популярной ОС для восьмиразрядных персональных ЭВМ — CP/M (она нашла применение на некоторых отечественных микроЭВМ и описана в ряде переводных публикаций). По файловой структуре на гибких магнитных дисках система MSX-DOS совместима с операционной системой MS DOS/PC DOS для 16–разрядных персональных ЭВМ с архитектурой IBM PC. Если учесть, что диалект языка Бейсик MSX представляет собой расширение диалекта GW-Бейсик, предложенного ранее фирмой «Майкрософт» для IBM PC, то можно сделать вывод о достаточно близком «родстве» этих двух моделей персональных компьютеров. Любопытно, что во второй половине 80–х годов упомянутая выше фирма «Спектравидео» создала компьютер–гибрид IBM PC и MSX 1).
Более 15 фирм Азии и Западной Европы выпустили в середине 80–х годов несколько миллионов бытовых компьютеров MSX и MSX-2 (вторая версия стандарта имеет существенно расширенные графические возможности). В СССР используется более 20 тыс. компьютеров такого типа; в основном они входят в состав комплектов учебной вычислительной техники (КУВТ), закупленных у японской фирмы «Синдзидайся» для учебных заведений.
Крайне ограниченный условиями контракта состав документации и программных средств для КУВТ вызвал недоумение у пользователей в СССР. Впрочем, эти неудобства возымели неожиданные для многих последствия: уже к 1986 г. в нашей стране был создан значительный фонд инструментальных, учебных и игровых программ для КУВТ, и сегодня оснащенные этой техникой кабинеты информатики стали основой для подготовки школьников, студентов в педагогических институтах и преподавателей в институтах усовершенствования учителей. Среди языков программирования, использованных авторами данных программ, наряду с языком машинных команд (языком Ассемблера) наиболее широкое распространение получили языки Бейсик, Паскаль и Си.
Предлагаемая советскому читателю книга Г.Блэнда послужит хорошим введением в технику программирования на Бейсике MSX для тех, кто имеет минимальный опыт программирования на микроЭВМ и программируемых калькуляторах. Среди распространенных в СССР диалектов Бейсика для ЭВМ массового применения (СМ ЭВМ, «Электроника», ДВК, «Агат» и др.) большинство пока составляют диалекты, не поддерживающие машинную графику. В то же время необходимо подчеркнуть, что реализация Бейсика для бытовых компьютеров серии БК во многом следует правилам стандарта MSX. Учитывая отмеченную ранее близость диалектов MSX и GW-Бейсика, можно рекомендовать эту книгу и начинающим, которые приступают к изучению основ программирования для профессиональных персональных ЭВМ, — таких, как ЕС1841/42, «Искра» и «Нейрон».
Компьютеры серии MSX обладают весьма разнообразными возможностями в сравнении с другими компьютерами аналогичной стоимости. Гибкость архитектуры МSX позволяет решать целый ряд задач, в частности:
Такое разнообразие применений обеспечивается особенностями архитектуры и конструкции компьютеров, отвечающих требованиям стандарта MSX. Разъемы на корпусе компьютера позволяют подключать модули дополнительной оперативной памяти (RAM), кассеты с программами, записываемыми в ПЗУ (ROM), модули электромузыкальных синтезаторов и адаптеры различных периферийных устройств.
В любом случае трудно представить себе ситуацию, когда пользователь персонального компьютера обходится без знания основ программирования. Программирование является важной составной частью компьютерной грамотности; только овладение программированием позволяет использовать все возможности компьютера.
В настоящей книге излагаются основные сведения о компьютере MSX. Изучение этого материала позволит начинающим оценить весь спектр возможностей персонального компьютера с тем, чтобы выбрать некоторые из них для более детального рассмотрения. Книга построена по схеме последовательного усложнения; многочисленные примеры помогают проверить на практике полученные знания.
Автор стремился избежать свойственного многим пособиям по программированию «перечислительного» стиля изложения. Разумеется, построенные подобным образом справочники удобны для профессионалов; однако начинающим трудно ориентироваться в таком материале. Поэтому весь справочный аппарат книги вынесен в приложения.
Диапазон рассматриваемых тем оказывается весьма широким — от изучения правил работы с клавиатурой до приемов программирования графических и звуковых эффектов. Для закрепления материала в руководстве подробно разобраны 118 программ. Такой подход применительно к Бейсику оправдал себя во многих опубликованных ранее пособиях.
Практика использования Бейсика в школьных и вузовских курсах информатики уже позволила создать устойчивые методики начального обучения программированию. Книга Г. Блэнда вполне может быть рекомендована и как дополнительное пособие в этих курсах, и как пособие для самостоятельного изучения Бейсика владельцами бытовых компьютеров.
Канд. техн. наук А.В. Гиглавый