MSX (Machines with Software eXchangeability) — название стандарта для бытовых компьютеров 1980-х годов. Он являлся попыткой создания единых стандартов для разработчиков аппаратного обеспечения, инициированной японским отделением компании Microsoft и Казухико Ниши (Kazuhiko Nishi), возглавлявшим его на тот момент. Также в разработке стандарта участвовала ныне хорошо известная японская компания — ASCII Corporation, основанная Ниши совместно с Кадзуя Ватанабэ специально для этой цели. Компьютеры стандарта MSX получили большую популярность в Японии и ряде других стран, однако, несмотря на поддержку Microsoft, почти не получили известности в США и Европе.
Ниши предложил стандарт MSX в качестве попытки создания единого индустриального стандарта для бытовых компьютеров. Вдохновляемые успехом стандартизации в области видеозаписи (стандарт VHS), многие производители электроники, включая Goldstar, Philips и Spectravideo, разрабатывали и продвигали компьютеры стандарта MSX. Любое устройство или программное обеспечение с логотипом MSX было совместимо с продукцией стандарта MSX других производителей. В частности, стандарт описывал формат и функциональность картриджей расширения, что позволяло любым устройствам расширения или игровым картриджам работать на любом компьютере стандарта MSX.
Стандарт Ниши состоял главным образом из нескольких уже имевшихся в наличии узлов. Это процессор Zilog Z80, работающий на частоте 3,58 МГц, видеоконтроллер TMS9918 компании Texas Instruments с 16 КБайт видеопамяти, и микросхема звукогенератора AY-3-8910 компании General Instrument (GI). Эти компоненты, совместно с интерпретатором MSX BASIC компании Microsoft, сделали MSX конкурентоспособным стандартом, но также и делали стоимость соответствующих ему компьютеров достаточно высокой. Стандарт MSX сильно напоминал уже существовавший на тот момент бытовой компьютер SV-328 компании Spectravideo, однако этот компьютер не полностью соответствовал стандарту MSX. Впоследствии Spectravideo выпустила модель SV-728, которая уже являлась стандартным компьютером MSX.
Архитектура MSX отлично подходит для обучения программированию и изучению архитектуры современных компьютеров. Если начать обучение ребёнка с BASIC, то он легко, выходит на понимание необходимости использования ассемблера(для ускорения работы программ) а также начинает понимать роль и место языков «высокого» уровня, таких, как C, Pascal.
Архитектура MSX 2:
Z80 | ||||||||||||||||||||||||||
Слоты | ||||||||||||||||||||||||||
ПЗУ | ||||||||||||||||||||||||||
Основное ОЗУ | ||||||||||||||||||||||||||
Маппер | Дополнительное ОЗУ | |||||||||||||||||||||||||
Картридж | ||||||||||||||||||||||||||
Порт общего назначения | ||||||||||||||||||||||||||
Порт 1 (A) | ||||||||||||||||||||||||||
Порт 2 (B) | ||||||||||||||||||||||||||
PSG | Звуковое ОЗУ, до 256Кб | |||||||||||||||||||||||||
Магнитофон | ||||||||||||||||||||||||||
Принтер | ||||||||||||||||||||||||||
RTC | ||||||||||||||||||||||||||
PPI | ||||||||||||||||||||||||||
Клавиатура | ||||||||||||||||||||||||||
Slot Holder | ||||||||||||||||||||||||||
VDP | Видео ОЗУ 64Кб | Дополнительное видео ОЗУ | ||||||||||||||||||||||||
Super Impose | ||||||||||||||||||||||||||
Видео вход | ||||||||||||||||||||||||||
Digitise | ||||||||||||||||||||||||||
В серых рамках приведены дополнительные устройства.
Общие характеристики:
Иерархия программного обеспечения
MSX BASIC | MSX Disk BASIC | MSX-DOS | ||||||||||||||||||||||||||||
Межслотовый вызов (Interslot Call) | ||||||||||||||||||||||||||||||
BDOS | ||||||||||||||||||||||||||||||
BIOS | ||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||
После запуска некоторых игр, после перезагрузки может наблюдаться чёрный экран.
Для решения проблемы выполните команды MSX BASIC:
color15,4,4:width40:setscreen